Воспитание нравственных качеств у школьника

Введение

Вопросы нравственного воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и про­счеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу» [24, с.76]. Другой выдающийся философ античности – Демокрит писал следующее: «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье» [24, с.78] . Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб» [24, с.84].

Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [26, с.379].

К.Д. Ушинский писал о нравственности следующее: «…Убежденные в том, что нравственность есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями …» [26, с.380]

А.С. Макаренко указывал на то, что, на нравственное развитие человека воздействует не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал: «… Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашей истории, которые кроме своего прямого хозяйственного, или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта.» [15, с.42]

Однако решение задач нравственного воспитания школьников не достаточно исследовано. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Воспитание нравственных качеств у школьника средствами искусства».

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности воспитания нравственных качеств у школьника средствами искусства.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть основные понятия и задачи нравственного воспитания;
  3. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности;
  4. Проанализировать процесс воспитания нравственных качеств школьников на примере уроков изобразительного искусства.

Объект исследования – процесс нравственного  воспитания школьников.

Предмет исследования — нравственное воспитание школьников на уроках музыки и изобразительного искусства.

При написании работы использовалась литература известных педагогов и психологов, а также различные периодические издания.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания школьников

1.1.    Основные понятия и задачи нравственного воспитания личности

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis– мораль. Ю.Г.Бабанский говорил: «Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.» [4, с.155]

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.» [9, с.104]

И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую  сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.» [19, с.7]

«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них»,-писал Л.А. Григорович. [9, с.104]

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская —  «это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник — уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.» [31, с.25]

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» [31, с.29]

Педагог П.И. Подласый пишет: «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [22, с.163]

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

— «Опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».

— Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

—   Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

— Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

— Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

— Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.» [31, с.29]

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование у  младших подростков сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

«1. формирование нравственного сознания;

  1. воспитание и развитие нравственных чувств;
  2. выработка умений и привычек нравственного поведения.» [22, с.163] А.С. Макаренко считал: «Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.» [18, с.266]

Нравственные чувства, сознание  и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.» [18, с.265]

Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

 «Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой.» [29, с.192]  Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

По  мнению Б.Т. Лихачева «нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:  жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно — чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений  —  волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.» [18, с.265]

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцовнравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

1.2. Содержание нравственного воспитания

Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность.

 «Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качеств личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.» [9, с.104]

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего подростка к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.» [9, с.105-106]

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

— «культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

— культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)

— культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

— бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).» [2, с.105-106]

Культура поведения младших подростков в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

По И.Ф. Харламову  содержание нравственности заключается в следующем:

  1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
  2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
  3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
  4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
  5. В человеколюбие или гуманность. [30, с.380]

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.      «Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно — волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.» [30, с.269]

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы.

1.3.    Критерии нравственной воспитанности

Целостным и общим в личности является, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности младшего подростка: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье – может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников.

Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих — ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествами свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную периодизацию.

Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающий их этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качество их учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.

В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности.

Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к младшим подросткам:

От   них требуется:

— «знать, что они граждане своей страны;

— уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

— любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;

— дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;

— бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;

— беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;

— помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;

— творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.» [18, с.274,275,277]

В подростковый период в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований способствует его личному развитию.

Глава 2. Воспитание нравственных качеств у школьника средствами искусства

2.1. Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация [28, с.157].

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). [28, с.143]

По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив. [6, с.198]

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. [16, с.83]

Выбор методов нравственного воспитания  во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания  изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется. [30, с.60]

Традиционные  методы  нравственного  воспитания  ориентированы  на  привитие  школьникам  норм  и  правил  общественной  жизни.  Важным  показателем  сформированности  нравственных  качеств  личности  является  внутренний  контроль. Сформированные  навыки  контроля  способствуют  успешному  развитию  нравственных  качеств  личности  в  процессе  обучения  и  воспитания. [27, с.59]

В  педагогической  литературе  описывается  множество  методов  и  приемов  нравственного  воспитания.  Очевидно,  что  они  не  одинаково  направлены  на  формирование  мотивов  нравственного  поведения.  Так,  например,  по  результатам  методы  воздействия  можно  разделить  на два  класса:

  1. Влияния, создающие нравственные установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи,
  2. Влияния, создающие привычки,  определяющие  тот  или  иной  тип  поведения [22, с.253].

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно — репродуктивные и  проблемно-ситуативные.  В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение [22, с.534].

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание [19, с.149].

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова  выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера) [26, с.114].

Наиболее  последовательной  и  современной  представляется, на наш взгляд,  классификация,  разработанная  Щукиной  Г.  И.,  в  которой  выделяют  такие  группы  методов:

  • методы разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного  поведения;
  • методы стимулирования  поведения  и  деятельности. [23, с.236]

Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  все  без  исключения  методы  требуют  высокой  педагогической  квалификации. Рассмотрим  наиболее  сложные  по содержанию  и  применению  методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическую  беседу  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример[20, с.48-49].

В  младших  классах  часто  используется  рассказ  на  этическую  тему.  Это  яркое  эмоциональное  изложение  конкретных  фактов и  событий,  имеющих  нравственное  содержание.  Воздействуя  на  чувства,  рассказ  помогает  воспитанникам  понять  и  усвоить  смысл  моральных  оценок  и  норм  поведения.

У  рассказа  на  этическую  тему  несколько функций:

  1. служить источником  знаний,
  2. обогащать нравственный  опыт  личности  опытом  других  людей,
  3. служить способом  использования  положительного  примера  в  воспитании.

К  условиям  эффективности  этического  рассказа  относятся  следующие:

Рассказ  должен  соответствовать  социальному  опыту  школьников.  В  младших  классах он  краток,  эмоционален,  доступен,  соответствует  переживаниям  детей.

Рассказ  сопровождается  иллюстрациями,  которыми  могут  стать  произведения  живописи,  художественные  фотографии,  изделия  народных  умельцев.  Усиливает  его  восприятие  хорошо  подобранное  музыкальное  сопровождение.

Обстановка  имеет  большое  значение  для  восприятия  этического  рассказа.  Эмоциональное  воздействие  окружающей  обстановки  должно  соответствовать  замыслу  и  содержанию  рассказа.

Рассказ  производит  должное  впечатление  только  тогда,  когда  выполняется  профессионально.  Неумелый,  косноязычный  рассказчик  не  может  рассчитывать  на  успех.

П.И. Подласый считал: «рассказ  обязательно  должен  переживаться  слушателями.  Нужно  позаботиться,  чтобы  впечатления  от  него  сохранялись  как  можно  дольше» [22, с.535].

Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение  от  объяснения  и  рассказа,  –  ориентированность  воздействия  на  данную  группу  или  отдельную  личность. Для  младших  школьников  применяются  элементарные  приемы  и  средства  разъяснения:  «Поступать  нужно  так»,  «Все  так  делают»  и  т. п.

Разъяснение  применяется:

а) чтобы  сформировать  или  закрепить  новое  моральное  качество  или  форму  поведения;

б) для  выработки  правильного  отношения  воспитанников  к  определенному поступку,  который  уже  совершен.

В  практике  школьного  воспитания  разъяснение  опирается  на  внушение.  Внушение,  проникая  незаметно  в  психику,  действует  на  личность  в  целом,  создавая  установки  и  мотивы поведения.  Как  уже  было  отмечено,  младшие  школьники  особенно  внушаемы.  Педагог,  опираясь  на  эту  специфику  психики,  должен  использовать  внушение  в  тех  случаях,  когда  воспитанник  должен  принять  определенные  установки. [22, с.537]

Необходимо  отметить,  что  при  неквалифицированном  применении  рассказ,  разъяснение,  внушение  могут  принимать  форму  нотации.  Она,  как  известно,  никогда  не  достигает  цели,  а  скорее  вызывает  противодействие  у  воспитанников,  желание  действовать  вопреки.  Нотация  не  становится  формой  убеждения.

В  работе  с  учащимися  различных  возрастных  групп  широко  применяется  этическая  беседа.  В  педагогической  литературе  она  рассматривается  и  как  метод  привлечения  учащихся  для  обсуждения,  анализа  поступков  и  выработки  нравственных  оценок,  и  как  форма  разъяснения  школьникам  принципов  нравственности  и  их  осмысления,  и  как  средство  формирования  системы  моральных  представлений  и  понятий,  которые  в свою  очередь  выступают  в  качестве  основы  для  формирования  нравственных  взглядов  и  убеждений.

Этическая беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения знаний, предполагающий участие обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников.

Эффективность  этической  беседы  зависит  от  соблюдения  ряда  важных  условий:

Беседа  должна  носить  проблемный   характер.

Нельзя  допускать,  чтобы  этическая  беседа  развивалась  по  заранее  составленному  сценарию  с  заучиванием  готовых  или  подсказанных  взрослыми  ответов.  Нужно учить детей с уважением  относиться  к  мнениям других, терпеливо  и  аргументировано  вырабатывать  правильную  точку  зрения.

Нельзя  допускать  также,  чтобы  беседа  превращалась  в  лекцию.        Материал  для  беседы  должен  быть  близок  эмоциональному  опыту  воспитанников.  Только  при  опоре  на  реальный  опыт  беседы  на  отвлеченные  темы  могут  быть  успешными.

В  ходе  беседы  важно  выявить  и  сопоставить  все  точки  зрения.  Правильное  руководство  этической  беседой  заключается  в  том,  чтобы  помочь  воспитанникам  самостоятельно  прийти  к  правильному  выводу.  Для  этого воспитателю  нужно  уметь  смотреть  на  события  или  поступки  глазами  воспитанника,  понимать  его  позицию  и  связанные  с  ней  чувства.

В  начальной  школе  этическая  беседа  имеет  простую  структуру.  Здесь предпочтителен  индуктивный  путь:  от  анализа  конкретных  фактов,  их  оценки до  обобщения  и  самостоятельного  вывода. (48, с.541)

Пример  –  воспитательный  метод  исключительной  силы.  Его  воздействие основывается на известной закономерности: явления,  воспринимаемые  зрением, быстро и  без труда запечатлеваются  в  сознании,  потому  что  не  требуют  ни  раскодирования,  ни  перекодирования,  в  котором  нуждается  любое  речевое  воздействие.  Пример  действует  на  уровне  первой  сигнальной  системы,  а  слово  –  второй.  Когда  говорят  о  примере,  подразумевают,  прежде  всего,  пример  живых  конкретных  людей  –  родителей,  воспитателей,  друзей.  Но  большую  воспитательную  силу  имеет  и  пример  героев  книг,  фильмов,  исторических  деятелей,  выдающихся ученых.

П.И. Подласый пишет: «психологической  основой  примера  служит  подражательность.  Подражательность  –  деятельность  индивида.  Иногда  очень  трудно  определить  черту,  где  заканчивается  подражание  и  где  начинается  творчество.  Часто творчество  и  проявляется  в  особенном,  своеобразном  подражании» [29, с.542].

Младшие  школьники  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление.  Согласно  данным  психологов,  неизменную  симпатию  младших  школьников  вызывают  люди  смелые,  волевые,  находчивые,  обладающие  большой  физической  силой,  стройной  фигурой,  приятной  манерой  общаться,  правильными  чертами  лица.  При  выборе  моральных  примеров, учитывая  эти  закономерности  восприятия  личности,  следует  добиваться  того,  чтобы  носители  добрых  начал  были  приятны  и  симпатичны,  а  носители  пороков  вызывали  неприязнь[12, с.75].

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие  о  безнравственном. [22, с.543]

Естественно,  что  «воспитание  зависит  и  от  личного  примера  воспитателя,  его  поведения,  отношения  к  воспитанникам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно, без расхождений между словом  и делом, доброжелательно»,- пишет П.И. Подласый [22, с.543].

В педагогической литературе  описывается  и такой метод  формирования  сознания  личности,  как  диспут.  Он  представляет  собой  живой  горячий  спор  на  какую-то  тему,  волнующую  воспитанников.  Диспуты  ценны  тем,  что  убеждения,  мотивы  вырабатываются  при  столкновении  и  сопоставлении  различных  точек  зрения.  Этот  метод  сложный,  используется  в  основном  в  средних  и  старших  классах.  В  начальной  школе  его  можно  использовать  как  прием,  например,  в  этической  беседе.

Мы проанализировали способы формирования нравственного воспитания  младших  школьников.  Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а  гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может  применяться  в изолированном  виде.  Но без соответственного подкрепления другими методами, без  взаимодействия с ними он утрачивает свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели.

Итак, рассматривая нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

  • «Опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности» [5, с.27].
  • Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
  • Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
  • Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
  • Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
  • Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.» [13, с.29]

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

2.2. Формирование нравственных качеств средствами искусства

Говоря о формировании нравственных качеств, необходимо, прежде всего, отметить, выделяемую ныне современными методистами, духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает духовность, эту «неуловимую силу, не поддающуюся строгому определению и проявляющуюся в нашем понимании, мировосприятии, мироотношении, определяющих смысл нашего существования». На них затем выстраиваются ценности, потребности, мотивы деятельности, предопределяющие усидчивость, работоспособность и успешность любого предприятия. Духовность на уроке проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания.  Духовность нравственная –это  соблюдение законов общественного и личного бытия, предопределенных свыше и признанных человечеством как ценности. Потому  нравственный урок – это явление  любви, добра, миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия. Без нравственности нет Истины как таковой, что делает ее поиск бессмысленным.

 При личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании ребенка важно помнить еще и о том, что в решении данной проблемы весьма действенным средством может оказаться обращение к произведениям искусства и их духовно-нравственному потенциалу. Эстетика  является  связующим звеном между «чистым разумом», т.е. знаниями, и «практическим разумом», т.е. поведением. Следовательно, можно сделать вывод о духовно-нравственном потенциале искусства. Этот факт подтверждает и такой пример- в большинстве дети заняты лишь самими собой. Они искренно считают сами себя центром, вокруг которого движется весь мир (как это было названо несколько позже психологами, переживает состояние эгоцентризма).

Поэтому ребенку необходимо показать, что «кроме него есть другие существа, весьма часто лучшие, чем он сам, страдающие от неправды, от злобы, от капризов детей. Только при отрешении от взгляда на себя, как на центр мира, ребенок может почувствовать стремление к добру, сочувствию, сопереживанию. Без развития в детях чувства внимания и любви к другим не мыслимо глубокое проникновение детей высокими истинам, и семя добра в детские души сеется как на каменистую или придорожную почву, на которой никакого плода вырасти не может. Умягчению человеческого сердца, подготовке его к восприятию всего доброго в значительной степени содействует всякое искусство.

Изображение человеческого горя, подвигов и красоты любви и самоотверженности ради ближних служит темой во многих видах искусства, в том числе в музыке и живописи.

Искусство облагораживает и воспитывает человека так же, как и наука, действующая на человека идеей и выражением ее в словах. Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении рассказа графически ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое соображение и побуждается к сознательному отношению в изложении не только главного, но и подробностей. А, обдумывая и размышляя относительно изображения известных лиц и событий, ребенок ставит себя невольно в более близкие отношения к этим предметам и вкладывает в дело свою любовь.

Произведения изобразительного искусства — это  светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.

Рассматривание картин — такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка. В детские годы конкретность, образность мышления осложняют воспитанникам раскрытие обобщающего содержания изобразительного искусства, но и это преодолимо. Можно использовать картины известных художников, для объяснения даже некоторых абстрактных понятий. На своих уроках, благодаря новым технологиям, у современных педагогов есть возможность показать детям красоту работ русских и зарубежных художников разных эпох (Приложения 1-3).

Для становления человека в годы отрочества искусство имеет исключительное значение. Познавая, подросток должен чувствовать себя счастливым человеком, переживать полноту творческих сил. Это возможно, если сфера познания включает в себя все прекрасное. Познание искусства — широкое, многогранное понятие. Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души — постижением прекрасного.

Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений литературы, музыки и изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом, обнаруженном еще Кантом, а до него Святыми Отцами Церкви, и со своей совестью, являющейся личным судьей каждого человека.

Огромная роль принадлежит учителю и огромная ответственность лежит на нем в воспитании подрастающего поколения. Чтобы научить детей быть добрыми, сопереживающими, любящими, учитель сам должен быть таким.

Заключение

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также критерии нравственной воспитанности, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности.

Рассматривая данную проблему, пришли к следующим выводам. Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:  жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно — чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений  —  волевой стимул – поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными  критериями  нравственности  человека  могут  являться  его  убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а  также  поступки  по  отношению  к  близким  и  незнакомым  людям.  Мы  считаем,  что  нравственным  следует  считать  такого человека,  для  которого  нормы,  правила  и  требования  морали  выступают  как  его  собственные  взгляды  и  убеждения,  как  привычные  формы  поведения.

Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности,  позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве.

Успешному формированию нравственных качеств способствуют:

  • личный пример учителя;
  • полное раскрытие и понимание содержания нравственности, ее значимости в обществе и в самой личности;
  • использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
  • различные средства искусства.

Завершая наше исследование мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только организация учебного процесса, но и его содержание.

 Список  использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.
  2. Артюхова И.  С.  Ценности  и  воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
  3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. — М., 2000г.
  4. Бабанский Ю.К. Педагогика. — М., 1988.
  5. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. — М., 1997.
  6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2005.
  9. Григорович Л.А. Педагогика и психология. — М., 2001.
  10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004.
  11. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10.
  12. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7.
  13. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998.
  14. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  15. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. — Минск., 1990.
  16. Кузнецова Л.  В.  Гармоническое  развитие  личности  младшего  школьника: Кн.  для  учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  17. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
  18. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». — М., 1996.
  19. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. — М.: Просвещение, 2005.
  20. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001.
  21. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4.
  22. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1999.
  23. Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1998.
  24. Попов Л.А. Этика. — М., 1998.
  25. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
  26. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  27. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002.
  28. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. — № 3.
  29. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1979.
  30. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.
  31. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. — № 4.