+ Добавить новость + Добавить совет + Добавить статью + Вопрос / ответ


Сценарий «День занимательных уроков»

Лето пролетает незаметно, и детям опять скоро в школу. Кто-то ждет этого дня с нетерпением, а кому-то очень не хочется, чтобы 1 сентября наступало так быстро. И все же давайте напомним ребятам о том, что начало нового учебного года не за горами. Отдыхать еще можно, но слегка обновить знание разных предметов и психологически настроить себя на учебу не помешает. Поэтому предлагаем Вам провести этот пока еще летний праздник со «школьным уклоном».

УРОК АРИФМЕТИКИ

Сказочная арифметика.

Иван-царевич и его братья пускали стрелы. Три стрелы упали на царский двор, четыре — на боярский, а восемь улетели в неизвестном направлении. Сколько стрел выпустили Иван-царевич и его братья? (15).

Крошечка-Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами — Одноглазкой, Двуглазкой и Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании? (6).

Фрекен Бок испекла вкусные плюшки и пошла смотреть передачу о привидениях. В кухню влетел Карлсон, съел 28 плюшек сам, а 6 отнес Малышу. Сколько плюшек недосчитается фрекен Бок, когда вернется? (34).

Соловей-разбойник своим свистом повалил 10 берез, дубов на 3 меньше, а осин на 6 больше, чем дубов. Сколько всего деревьев погубил не любящий природу Соловей-разбойник? (13).

Узнав о дне рождения ослика Иа-Иа, Винни-Пух решил подарить ему несколько горшочков меда. Придя домой, он обнаружил, что у него есть 25 горшочков. Мед из 15 горшочков он тут же съел, а остальные захватил с собой. По дороге он съел мед еще из 3. Сколько горшочков с медом все-таки получил в подарок ослик Иа-Иа? (7).

Осенняя арифметика.

В дачном поселке ребята двух улиц устроили соревнование: кто больше наберет грибов. Подводя итоги, судья сказал: «Наибольшее число грибов, которое набрали ребята с улицы Лесной, оказалось интересным. Если это число уменьшить в 7 раз и полученное число уменьшить на 7, то получится 7». Много ли грибов у победителей? (98 грибов).
— Ты поверишь, Наташа, — сказал Саша сестре, — я сейчас с одного куста сорвал 64 ореха!

 — Дай мне хоть четверть твоей четверти орехов, — попросила сестра, — тогда поверю.

 — Думаешь, мне жалко? На, возьми половину моей половины орехов, — ответил брат и отсчитал ей орехи.

Сколько орехов попросила сестра? Сколько орехов дал ей Саша? (Сестра просила 4 ореха, брат дал 16 орехов).

Озорная арифметика.

Пожарных учат надевать штаны за 3 секунды. Сколько штанов сможет надеть хорошо обученный пожарный за 5 минут?

Воспитывая своего сына-двоечника, папа изнашивает в год два брючных ремня. Сколько ремней износил папа за все 11 лет учебы, если известно, что в пятом классе его сын дважды оставался на второй год?

Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 45 кг, и Наташу, которая весит на 8 кг меньше, а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придется съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии?

Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще 3 яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще 5, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не разбаловали свою мышку?

Мама завела себе несколько кактусов. Когда трехлетняя Маша папиной бритвой старательно побрила половину маминых кактусов, у мамы осталось еще 12 кактусов. Сколько небритых кактусов завела себе мама?

Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5 м, а Толя закопал свой дневник на глубину 12 м. На сколько метров глубже закопал свой дневник Толя?
40 бабушек пришли на именины к одному дедушке. Каждая бабушка принесла в подарок по две расчески. Сколько расчесок получил в подарок от бабушек совершенно лысый дедушка?

Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила Кощея, сколько у него сундуков с золотом. Кощей сказал, что у него 27 360 сундуков с золотом и каждый год прибавляется еще по 33 сундука. Василиса обещала выйти за Кощея тогда, когда у него будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?

Чтобы найти пиратский клад, надо пройти от старого дуба 12 шагов на север, потом 5 шагов на юг, потом еще 4 шага на север и еще 11 шагов на юг. Узнай, где зарыт пиратский клад?

Счет в кругах.

Хотя эта игра и подвижная, но побеждает тот, кто не только быстро бегает, но и хорошо знает таблицу умножения и кто очень внимателен. Лучше играть командами.

Играющие образуют два круга (две команды с разным числом игроков).

По сигналу ведущего играющие в каждом круге считают от 1 до 70. Считают по очереди, справа налево.

Число, в состав которого входит цифра 7, произносить нельзя. Вместо этого игрок должен обежать круг справа налево. Как только он встанет на свое место, игра продолжается. Выигрывает та команда, которая раньше просчитает до 70. Кто ошибется и назовет «запрещенную» цифру или побежит не туда, куда следует, должен обежать круг не один, а два раза. ВЕСЕЛАЯ ГЕОГРАФИЯ Здесь не требуется ничего, кроме хорошей памяти на географические названия. И чем дольше вы играете, тем игра становится труднее. Один начинает игру, произнося какое-нибудь географическое название — города, области, страны. Каждый следующий играющий должен придумать название, которое начиналось бы с той буквы, на которую оканчивалось предыдущее. Например, первый игрок говорит: «Москва», второй может продолжить — «Армавир», третий — «Ростов», четвертый — «Владивосток» и т.д., пока игрок не застрянет. Эта игра, несомненно, настроит детей на скорую встречу со школой и с необходимостью напрячь свою память, чтобы вспомнить один из школьных предметов.

География для тех, кто постарше

  1. Во время первого кругосветного путешествия И.Ф. Крузенштерн допустил ошибку, которая была исправлена лишь сорок лет спустя. О какой ошибке идет речь, и чем она была обусловлена? Кем была исправлена эта ошибка?

Ответ. Во время кругосветного путешествия И.Ф. Крузенштерн, исследуя побережье Сахалина, встретил обширную мель при попытке пройти между Сахалином и материком и решил, что Сахалин — полуостров. Исправил эту ошибку Геннадий Иванович Невельской. Он обследовал в 1849 г. Татарский пролив и установил, что Сахалин не полуостров, а остров, отделенный от материка проливом, узкая часть которого позднее была названа его именем.

  1. Пока он мог держать карандаш, он писал письмо жене. Он просил беречь их маленького сына: «Заинтересуй мальчика естественной историей… Я знаю, ты будешь держать его на свежем воздухе… Больше всего он должен остерегаться лености, и ты должна охранять его от нее. Сделай из него человека деятельного». Кто этот мужественный полярный исследователь? Какие слова, несомненно, известные вам, написаны на кресте на месте, где он похоронен?

Ответ. Это начальник экспедиции, направлявшейся к Южному полюсу, капитан Роберт Скотт. Его сын Питер Скотт вырос достойным своего отца. Он стал крупным ученым-биологом, одним из основателей Красной книги. Ученый известен также поисками чудовища Несси. Бороться и искать, найти и не сдаваться.

  1. В честь какого путешественника названы Командорские острова?

Ответ. В честь открывшего их командора Витуса Беренга.

  1. Кто был первым человеком в мире, побывавшим на обоих географических полюсах? Ответ. Норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен.
  2. Кому принадлежит первое научное открытие Тянь-Шаня?

Ответ. Русскому географу, путешественнику П. П. Семенову-Тян-Шанскому.
УРОК СЛОВЕСНОСТИ

Сочиняем рассказ или сказку.

Открываем любой журнал (но лучше детский) на любой странице и, не глядя, попадаем пальцем в любое слово. Первый рассказчик читает слово и должен придумать фразу, в которой будет это слово. Следующий игрок снова попадает, не глядя пальцем в любое слово в журнале, но придуманная им фраза должна продолжить рассказ. И так, пока все игроки придумывают по фразе, складывается интересная история.

Любимая книга.

Перед школой совсем неплохо вспомнить прочитанные за лето книги. Выберите вместе с детьми какого-нибудь любимого героя (Незнайку, Пеппи-Длинный Чулок, Тома Сойера — кого угодно!) и сымпровизируйте сцену. Пусть все дети расскажут как можно больше о персонаже книги, желательно даже гораздо больше, чем в книге написано, — можно слегка присочинить. Причем нужно не просто рассказывать, а изображать эпизоды в лицах.

Взрослому тоже можно вспомнить другого персонажа из той же книги и присоединиться к детям, разыгрывающим сцену.

Можно придумать сцену, которой вовсе не было в книге, но которая могла бы быть. Например, Красная Шапочка встретила волка, который сломал ногу, и побежала в дом к бабушке, чтобы вызвать «волчью скорую помощь».

Слова.
Раздайте детям по листу бумаги и карандашу. Придумайте какое-нибудь длинное слово, например «празднование». Задача игроков — написать как можно больше слов, состоящих из букв этого длинного слова. Кто придумал больше слов, тот и победил.

Или другой вариант. В мешочке лежат картонные квадратики. На каждом квадратике — по букве. Каждая буква повторяется пять раз. Каждый берет из мешочка по 10 квадратиков. Выигрывает тот, кто составит из них самое длинное слово.

Заколдованная буква.

Выбирается любая буква, и отвечать на вопросы ведущего можно, только подбирая слова на эту букву. Например, на букву «р»:

Хочешь ли ты идти в школу?

Раньше рак рухнет в реку.

Как ты будешь его вытаскивать?

Расставлю ракиты у реки, растяну рогожу.

Может быть и другой вариант: сочинение рассказа, где все слова начинаются с определенной буквы.

Хорошая буква.

Вы называете какую-нибудь букву, а игроки должны вспомнить как можно больше предметов, названия которых начинались бы с этой буквы. Усложнить игру можно, попросив детей перечислить все предметы, которые оканчивались бы на названную букву. И это еще одна возможность для каждого ребенка оказаться в какой-то мере подготовленным к школе,

Собственное имя.

Интересным занятием может стать задание вырезать буквы из старых журналов, нарисовать картинку, а внизу наклеить собственные имена из вырезанных букв. Возможен такой вариант. Раздайте каждому по листу бумаги, на котором изображена какая-нибудь буква, и попросите малышей нарисовать или слепить из пластилина предмет, название которого начинается с этой буквы.

Состязание знатоков сказок.

  1. Какую грустную песенку пел петух, когда его уносила лиса из сказки «Кот, лиса и петух»?
  2. Где была смерть Кощея Бессмертного из сказки «Царевна-лягушка»?
  3. Что отвечала золотая рыбка старику из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»?
  4. В кого превращался царевич в сказке А.С. Пушкина о царе Салтане?
  5. На каком топливе работал автомобиль Незнайки?
  6. Какую надпись сделала сова на горшочке, который Винни-Пух понес в подарок ослику Иа-Иа?

Какой предмет?

Ведущий называет какой-нибудь предмет, а участники команд по очереди называют его признаки.

Например: лес — большой, дремучий, чистый, березовый, еловый, красивый, чахлый, грибной, далекий, близкий, зеленый и т.д.

Литературный аукцион.

Ведущий называет фамилию какого-нибудь известного писателя, а играющие по очереди называют произведения, написанные им. Победителем считается тот, кто последним, когда остальные уже «выдохлись», называет очередное произведение. Может быть и другое условие аукциона, например, назвать какую-нибудь начальную букву (допустим «т» или «в») и предложить играющим назвать как можно больше литературных произведений, фамилий писателей, имен героев.

Писатель или не писатель?

Ведущий называет одну за другой фамилии писателей и всякий раз поднимает вверх руку. Играющие должны поднять руки вслед за ним. Неожиданно ведущий вставляет в свой перечень фамилии других известных деятелей, которые не являются писателями (например, Чайковский, Газманов, Мичурин, Циолковский), и добавляет слово «писатель». Те из играющих, которые ошибочно подняли руки, выбывают из игры. Побеждают самые стойкие, ни разу не попавшие в ловушку.

ШАРАДЫ
Шарады — это отгадывание слов по частям, обычно по слогам. Для примера детям нужно показать, как это делается. Например, зашифровано слово «фасоль»:
«Первое — нота, второе — тоже,

а целое — на горох похоже». (Фа — соль).

Часть первая — на земле остается,

когда по ней кто-то пройдет.

Вторая — дается ошибками в долгом труде.

А словом охотник зовется, что зверя отыщет в тайге. (Следопыт).

Слог первый — маленький грызун,

второй — вид дикого быка.

Любой, кто в химии силен, ответ найдет наверняка. (Мышьяк).

Бывает много странного на свете:

Вот вам предлог, союз и вновь предлог,

А целое в лесу я как-то встретил —

Со страху еле ноги уволок. (Удав).

Ты найдешь меня на дне

В синем море. И во мне

От начала до конца

Два предлога и три «ца». (Устрица).

Можно, конечно, шарады просто читать вслух, но гораздо интереснее их инсценировать, т.е. каждая часть задуманного слова будет изображена при помощи пантомимы: движениями, жестами, мимикой. Для этого той группе, которая показывает шарады, надо дать немного времени, чтобы все придумать. Например, задумано слово «гамак». Ведущий говорит: Мой первый слог… — и показывает, как меряют площадь шагами в длину и в ширину.

Мой второй слог… — срывает воображаемый цветок и нюхает его.

А в целом… — показывает, как качают гамак.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Тяни-толкай.

Пара игроков становятся спинами друг к другу и, взявшись за руки, бегут метров 20—30. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Таким образом, каждый играющий в одну сторону бежит лицом, а в другую — пятится спиной. Нельзя партнера поднимать и нести на себе. Упавшие или запутавшиеся выбывают из игры.

Кто быстрее оденется?

Игроки делятся на две команды. Каждая команда получает чемодан, в котором находятся рубашка, брюки, шапка, кроссовки и т.д. (чем больше в чемодане вещей, тем интереснее). По команде первый участник от каждой команды подбегает к чемодану, надевает на себя все вещи, хлопает в ладоши, затем снимает и складывает обратно в чемодан, закрывает его и бегом возвращается к команде. Следующий игрок проделывает то же самое. Команда, закончившая эстафету первой, считается победившей.

Антей и Геракл.

Если ваши дети уже изучали историю Древней Греции, они знают, почему Геракл победил Антея. Он оторвал его от земли и этим лишил его тайного могущества: силу Антею давала его мать Гея, которая была богиней Земли. Теперь пусть мальчишки повторят подвиг Геракла. Очертите круг диаметром 2—3 м, в этом круге предстоит борьба. «Геракл» должен оторвать «Антея» от земли и вынести за пределы круга. Потом надо поменяться ролями. Трех попыток для каждого вполне достаточно. Если в ходе поединка «Геракл» пока еще не оторвал «Антея» от земли, но хоть одной ногой вышел за пределы круга, ему запишут штрафное очко. Поединок начинается снова. Только надо засекать время: каждый поединок не должен продолжаться более 2 минут.

Запрещенное движение.

Игру проводят под музыку. Участники игры становятся в круг и выбирают ведущего. Лучше, если в начале игры это будет взрослый. Он объясняет игру: все его движения играющие должны повторять за ним, однако одно движение повторять нельзя (например, руки за голову), тот, кто повторит, выбывает из игры. Когда заиграет музыка, ведущий делает различные движения, а все подражают ему. Но если кто-то ошибется, когда он покажет запрещенное движение, тот или выбывает из игры, или платит штраф в виде фанта. Потом из фантов может получиться импровизированный концерт.

Рыбаки и рыбки.

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии «домов». Участники игры выбирают двух водящих — рыбаков. Все остальные играющие — рыбки. Они становятся за чертой одного из домов. Рыбаки берутся за руки и становятся по середине площадки лицом к рыбкам. По сигналу рыбаков рыбки перебегают («переплывают») через площадку в другой дом, т.е. с одного берега на другой.

Рыбаки же ловят рыбок, стараясь сомкнуть вокруг них руки. Пойманные становятся между рыбаками, берутся с ними за руки и образуют таким образом «сеть». Затем рыбаки опять подают команду, и все рыбки снова перебегают на другую сторону, а рыбаки ловят их, окружая сетью. Рыбки могут выскальзывать из сети до тех пор, пока она не замкнулась. Силой вырываться нельзя. Пойманные рыбки снова присоединяются к сети, размеры ее все больше увеличиваются.

Игра заканчивается, когда все играющие окажутся пойманными. Если во время ловли сеть порвется (т.е. игроки расцепят руки), то пойманные рыбки уходят на свободу. Играющие, выбежавшие за границы площадки, считаются пойманными.

Повелитель лунки.

В центре площадки выкапывают лунку и кладут в нее мяч. С помощью считалки выбирают Повелителя лунки (ведущего). Повелитель садится на расстоянии 3—5 м от играющих. Игроки встают в круг диаметром 4—6 м вокруг лунки на равном расстоянии друг от друга. Когда все готовы, Повелитель выкрикивает имя любого из игроков. Названный должен быстро схватить мяч и осалить одного из убегающих, кидая мяч с места или догоняя игрока. Если названный Повелителем игрок промахнулся, то он выбывает из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится дольше всех. В следующей игре он становится Повелителем лунки.

Заколдованный мяч.

Отберите пять—семь упражнений с маленьким мячом, они должны быть разными, постепенно возрастающей сложности (например, подбросить мяч и поймать его одной правой, а затем одной левой рукой, перебросить мяч через ногу и поймать его, ударить мячом об пол и поймать его присев, и т. д.). Каждый участник выполняет все упражнения по очереди, каждое упражнение по три раза. Тот, у кого мяч окажется «заколдованным», кто ни разу не упадет, будет победителем. Можно играть не с мячом, а со скакалкой.

ТУРНИР ЭРУДИТОВ
Вот некоторые примеры состязаний рыцарей литературы.

Назови 12 опер и балетов на сюжеты произведений А.С. Пушкина. («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Апеко», «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Русалка», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Мазепа»). Название какого романа русского писателя является наречием? (И.О. Тургенев «Накануне»). Кто из русских писателей владел восемью иностранными языками? (А.С. Грибоедов) Кто из писателей и к каким произведениям написал эпиграфы: «Береги честь смолоду» и «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»; Н.В. Гоголь. «Ревизор»). Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие? Как называется произведение, написанное им? (И.А. Гончаров. «Фрегат «Паллада»). Кто из русских писателей написал три крупных произведения, названия которых начинаются с буквы «О»? (И. А. Гончаров. «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»).

Рыцари русского языка могут состязаться в знании истории существительных. Какова история существительных «глаз» и «око»? (Некогда слово «глаз» означало в русском языке камень-кругляк или шарик, а для обозначения самого глаза употреблялось слово «око», сохранившееся и поныне). Каково происхождение слова «баррикада»? (Баррикада это заграждение при уличных боях из наваленных повозок, скамеек, бочек. От французского баррик бочка и происходит баррикада). Откуда пришло к нам слово «лошадь»? (До монголо-татарского нашествия такого слова в русском языке не было. Лошадь это татарское «алаша», в народной речи и сейчас есть слово «лоша». Это заимствованное слово сначала применялось только к крестьянским рабочим лошадям, а ратных, военных называли по-старому конями). Каково происхождение слов «копейка» и «рубль»? (Название копейки происходит от слова «копье». В старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное «рубль» исторически родственно глаголу «рубить». В Древней Руси рубль представлял собой продолговатый серебряный слиток, равный половине старинной монеты гривны. Часто при размене гривны ее рубили на две равные части два рубля). Уместна на таком рыцарском турнире и игра в синонимы ведущий называет слово, а обе команды стремятся, как можно больше привести синонимов слова. Хорошо — неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, мирово, хоть куда, на большой (палец), классно. Плохо — неудовлетворительно, неуд, два, двойка, пара, скверно, безобразно, погано, паршиво, гадко. Плакать — рыдать, реветь, выть, скулить, хныкать, рюмить, обливаться слезами, вопить. Смеяться — хохотать, заливаться, закатываться, покатываться.
Кушать — есть, уплетать, лопать, жрать, уписывать, уминать, наворачивать, поглощать, уничтожать.
Кричать — орать, горланить, горлопанить, надрываться, надсаживаться.
Говорить — болтать, разговаривать, лопотать, изъясняться, толковать, вещать.
Идти — топать, брести, проходить, ходить (о часах).
Или играть в омонимы — слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу: чья команда больше назовет примеров омонимов.
Ключ — родник, от дверей, скрипичный, для шифра;
рукав — от платья, реки, пожарный;
коса — из волос, для покоса, речная.
Чья команда последней назовет синоним или омоним, та и победила.
Но владеть языком — значит и быстро им вертеть. И тут определить победителя помогут скороговорки.
Сорока за строчкою строчкой строчит сорочатам сорочки.
У Кузи кузина Кузинина Зина.
Ерш, пескарь, осетр, севрюга рады повстречать друг друга.
Уж и ужи уже в луже.
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Хорошо, если вести эти игры будут не учителя, а ребята в русских национальных костюмах, а еще лучше — скоморохи. В конце турнира они могут загадать старинные загадки из книги В. Даля «Пословицы русского народа».
Полдуба сухого, полдуба сырого, а маковка золотая. (Времена года).
Пришел волк — весь народ умолк,
ясен сокол пришел — весь народ пошел. (Ночь и день).
Тох-торорох, рассыпался горох,
а как стало светать — нечего собирать. (Звезды на небе).
Сколько по ней ни иди, все будет бежать впереди. (Тень).
Шуба нова, на подоле — дыра. (Прорубь).
Желтый Демид весь день на солнышко глядит. (Подсолнух).
Детей знать не буду, чужим сбуду. (Кукушка).
Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов. (Гром).
Тому, кто отгадал — скоморохи достают из корзины приз (лучше смешной, но необидный), ошибся — из другой корзины скоморохи достают штрафное задание, сопровождая его народными приговорками.
В другой раз лучше кумекай, а сейчас кукарекай.
Не сказал отгадку — теперь пляши вприсядку.
Отгадку скажешь потом, а сейчас помяукай котом.
А ты, дорогой, нам что-нибудь спой.
В другой раз загадку отгадай, а теперь собачкой полай.
Расскажи стихотворенье — будет тебе ума прибавленье.
Не печалься, что отгадку забыл, а хотим мы, чтоб ты зайчиком был.
Чтоб в другой раз глазами не хлопать, надо ножками громче потопать.

Рыцари географии проявят свои знания в этой науке.
В каком государстве протекает самая длинная река в Европе?
(В России р. Волга, ее протяженность 3530 км).
Какое озеро самое глубокое в мире?  (Байкал).
В каком месте России за два-три часа можно пешком пройти от одного моря до другого? (На Перекопском перешейке от Черного до Азовского моря).
Какие два острова, расположенные в одном море, относятся к различным частям света?
(Крит и Кипр в Средиземном море, первый к Европе, второй к Азии).
Какой континент не имеет рек?
(Антарктида. Почти вся ее территория покрыта мощным ледниковым покровом).
Мы часто говорим: безбрежное море. А существует ли в действительности безбрежное море, то есть море, у которого нет берегов? (Саргассово море, расположенное в Атлантическом океане, почти сплошь покрыто водорослями, и его «берегами» являются воды Атлантического океана).
Назовите европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а столица — на острове.
(Дания находится на Ютландском полуострове, ее столица Копенгаген на острове Зеландия).
Любознательные физики также могут ответить на вопросы.
Почему на велосипеде легко сохранять равновесие при езде и трудно, стоя на месте? (При езде велосипедист, поворачивая руль в сторону наклона, создает центробежную силу, направленную в противоположную сторону. Центробежная сила и выравнивает велосипед. Когда велосипед стоит на месте, эта сила не образуется).
Почему резиновый мяч подпрыгивает, если ударить его об пол?
(При ударе об пол воздух, находящийся внутри резинового мяча, сжимается. Стремясь расшириться и встречая препятствие снизу, он подбрасывает мяч вверх).
Почему собака высовывает язык, когда ей жарко? (Потовые железы у собаки находятся только на кончиках пальцев. Испарение слюны с поверхности рта и языка охлаждает в них кровь и понижает температуру тела животного).
Почему не тает снежная баба, если на нее надеть шубу? (Потому что шуба не дает тепла, она лишь сохраняет его).

Почему бывает солнечное затмение? (Солнечные затмения происходят во время новолуний, когда Луна проходит между Солнцем и Землей и частично или полностью закрывает Солнце от земного наблюдателя).
Рыцари математики решат интересные задачи.
Число 18 обладает любопытным свойством: сумма цифр его не меняется при умножении на числа: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Существуют ли еще двузначные числа, обладающие тем же свойством? (Да, это 45 и 90).
В семье трое детей: Юра, Толя и Коля. Разница в возрасте между отцом и матерью такая же, как между Юрой и Толей, а также между Толей и Колей. Если перемножить возраст Юры и Толи, то получится возраст отца, а если перемножить возраст Толи и Коли, то получится возраст матери. Всем членам семьи, вместе взятым, в сумме 90 лет. Сколько лет каждому из них?
(Папе и маме по 36 лет. Дети Юра, Толя и Коля близнецы, им по 6 лет).
Я хожу в бассейн раз в три дня, Ваня — раз в четыре дня, а Коля — раз в пять дней. В прошлый понедельник мы все встретились в бассейне. Через сколько дней мы встретимся в бассейне снова, и какой это будет день недели? (Через 60 дней, в пятницу).
А вот вопросы для самых юных математиков.
Иван-царевич и его братья пускали стрелы. Три стрелы упали на царский двор, четыре — на боярский, восемь улетели в неизвестном направлении. Сколько стрел выпустили Иван-царевич и его братья? (15)
Крошечка-Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами — Одноглазкой, Двуглазкой и Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании? (8)
Фрекен Бок испекла вкусные плюшки и пошла смотреть передачу о привидениях. В кухню влетел Карлсон, съел 28 плюшек сам, а 6 отнес Малышу. Сколько плюшек недосчитается Фрекен Бок, когда вернется? (34)
Соловей-разбойник своим свистом повалил 10 берез, дубов на 3 меньше, а осин на 6 больше, чем дубов. Сколько всего деревьев погубил не любящий природу Соловей-разбойник? (30)
Узнав о дне рождении ослика Иа, Винни-Пух решил подарить ему несколько горшочков меда. Придя домой, он обнаружил, что у него есть 25 горшочков. Мед из 15 горшочков он тут же съел, а остальные захватил с собой. По дороге он съел мед еще из трех. Сколько горшочков с медом все-таки получил ослик Иа? (7)
А теперь игры, которые требуют не только знания математики, но и умения быстро бегать и прыгать.
Две команды выстроились вдоль стены. На груди у каждого участника — карточка с цифрой. Ведущий громко объявляет: «К 39 прибавить 15». На мгновение все затихают, напряженно считают про себя, и вдруг по два участника от каждой команды стремглав бросаются к стульям, стоящим напротив. Каждая пара стремится поскорее сесть так, чтобы на их карточках можно было прочитать нужную сумму 54. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не займут стулья.
В игре участвуют две-три команды по 5—6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут листки по числу играющих с арифметическими примерами (их сложность зависит от возраста играющих, но решаться они должны легко и быстро). Для всех команд примеры должны быть одинаковыми.
По сигналу ведущего к столу бегут по одному представителю от команды, каждый выбирает из стопки любой листок, решает пример письменно и кладет листок обратно. За ним бегут вторые играющие, потом третьи и т.д.

Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Играют две команды по 10 человек. Им раздают карточки с числами от 1 до 10. К карточкам привязаны шнурки. Каждый надевает свою карточку на грудь. Против каждой команды у стены ставят по два стула.
Ведущий называет какое-нибудь число — произведение двух чисел, например 56. Играющие, на груди которых табличка с множителями 7 и 8, выбегают, садятся на стулья. Очко засчитывается той команде, которая сделает это быстрее, не допустив ошибки. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Ведущий заранее подбирает числа, чтобы каждый участвовал в игре. Такие произведения, как 12 или 18, где множители могут быть разные (3 и 4,2 и 6,3 и 6,2 и 9) называть не следует.
10 — 12 человек выстраиваются лицом к зрителям в одну шеренгу. По сигналу ведущего они по очереди начинают счет: 1, 2 и т.д. до 30 (когда счет доходит до конца шеренги, его начинают снова, теперь уже справа). Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Играющий, который должен был назвать это число, подпрыгивает. Счет ведется так: один, два, прыжок, четыре, пять, прыжок, семь, восемь, прыжок и т.д. Кто ошибется, назовет запрещенное число или подпрыгнет не вовремя, выбывает из игры, и счет начинается сначала.
Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к зрителям. У ведущего два разных по цвету комплекта карточек с числами от 1 до 10. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки и по одной прикалывает на спину каждому из играющих. Никто не должен знать, какое число на ней написано. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки должны перестроиться так, чтобы на их карточках цифры были расположены по порядку. Команда, выполнившая это задание быстрее и без ошибок, выигрывает.
В игре участвуют две команды по 5 человек. У каждого на груди табличка с каким-нибудь двузначным числом. Таблички команд различаются лишь по цвету. В 5—6 шагах перед каждой командой ставят по стулу. Руководитель предлагает какой-либо пример в два или три действия. Допустим, 36 разделить на 4 и умножить на 5. Каждый из участников в уме подсчитывает результат. Тот, у кого оказывается соответствующее число (в данном случае 45), бежит к стулу и садится. Примеры должны составляться заранее. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.
Если запомнить на слух примеры окажется трудным, можно написать их на табличках и показывать командам.
В игре участвуют 3—5 человек. На спине у каждого прикрепляется табличка с каким-либо числом (все числа разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Играющие не знают этих чисел, им известна лишь их общая сумма. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее до общей суммы) число. Сделать это нелегко, так как каждый играющий старается по возможности скрыть свою цифру, стремится побыстрее узнать сумму чисел, прикрепленных к спинам соседей.
Это всего несколько занимательных вопросов из разных наук, а остальные, возможно еще более интересные, сложные и запутанные по разным школьным предметам могут подсказать сами учителя вашей школы.

В одном из классов может разместиться звучащая фонотека классической музыки. На дверях плакат: «Эта музыка поможет тебе повысить свой интеллект. Слушая классическую музыку, люди мыслят быстрее и тщательнее. Это доказали ученые». Тогда в этот класс заглянут не только рыцари музыки, но и многие другие. И наряду с занимательными вопросами здесь можно будет послушать приготовленные заранее музыкальные произведения. Часть музыкальных произведений хорошо просто послушать, а часть использовать для игры.
Ведущий называет несколько музыкальных жанров и направлений (опера, оперетта, симфония, сюита, песня, романс, джаз, диско, рэгги), а потом включает магнитофон и предлагает слушателям называть, что сейчас звучит. Победителю, определившему наибольшее количество жанров, вручается какая-нибудь музыкальная премия (кассета, пластинка, книга о музыке).
Теперь можно поговорить о композиторах: привести два-три интересных случая из жизни композиторов и посостязаться — кто больше назовет их имен. Так же можно состязаться в знании имен исполнителей. Назвавшего имя последнего, можно наградить.

Но и этот турнир должен быть не только серьезным, но и веселым.
Так, можно пригласить из зала несколько человек и попросить одного танцевать вальс, другого — танго, третьего — польку, четвертого — твист. Правда, танцевать надо сидя на стуле, используя все телодвижения, характерные для каждого танца.
Когда публика перестанет смеяться, можно будет попросить ребят назвать литературные произведения, посвященные музыке и музыкантам. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; В. Короленко «Слепой музыкант»; А. Пушки. «Моцарт и Сальери»; Жорж Санд «Консуэло»; Ромэн Роллам «Жан Кристоф»; братья Гримм «Бременские музыканты»; И. А. Крылов «Квартет» и др.).
Потом можно опять перейти к веселью: несколько слушателей по желанию будут изображать скрипача, пианиста, гитариста, барабанщика и «играть» на воображаемых инструментах. Во время «исполнения» какого-нибудь музыкального произведения (хорошо, если пантомима будет сопровождаться настоящей музыкой) с каждым из «музыкантов» случается что-нибудь непредвиденное: на лицо одного села муха, на голову другого упал плафон с потолка, у третьего началась икота, у четвертого разболелся живот. Но прерывать выступление нельзя, можно только мимикой и малозаметными телодвижениями пытаться устранить эти «помехи».
И в заключение можно провести шуточный конкурс певцов: главное в нем — не петь идеально, а постараться допеть свою песню до конца, потому что начинает песню один, следующий после него поет другую песню, третий — третью, четвертый — четвертую. И так же желательно, чтобы пели все присутствующие. Кто собьется — выбывает, выигрывает сумевший допеть свою песню до конца.


+ Добавить сценарий + Добавить игру + Добавить обьявление + Научную статью