+ Добавить новость + Добавить совет + Добавить статью + Вопрос / ответ


Повышения психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания девочек в семье

Макаренко Т.А.

Якутский госуниверситет им. М.К. Аммосова 

В последнее время все больше возникают противоречия между желанием общества видеть в будущей женщине мать и современной тенденцией воспитания девочки. В связи с этим возникает необходимость разработки системы воспитания девочек в условиях современной семьи. Для этого существует множество причин: первая из них связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его принадлежностью к тому или иному полу; вторая – психологическая неграмотность родителей в вопросах индивидуального воспитания детей, с учетом современных требований педагогики, физиологических, психологических особенностей девочек.

Не для кого не секрет, что именно семья влияет на формирование психологического пола ребенка. По мнению Ю.П. Азарова, в первые три года жизни, это влияние является определяющим,  благодаря процессу половой типизации ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вку­сы, поведенческие образцы, связанные со своим полом [2, С.72]. Важность воспитания женственности, начиная со школьного возраста, подчеркивал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, отмечая, что уже в «начальных классах необходимо воспитывать настоящего женщину, хранительницу домашнего очага, будущую мать» [4, С.158].

 Несомненно, что наряду с основными традиционными воспитательными средствами на формирование личности ребенка оказывают действие и народные традиции. Особенности этнопедагогического влияния на формирование ребенка указывали Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,         К.Д. Ушинский  и, конечно же, хочется назвать  Г.Н. Волкова, а также               В.Ф. Афанасьева.

Использование в воспитательной работе якутской народной педагогики от­ражены в работах Д.А. Данилова, А.П. Оконешниковой, Н.Д. Неустроева, А.Г. Корниловой. В диссертации А.А. Шадриной проанализирована роль народных традиций в профориентации старшеклассников. Нравственное воспитание на ос­нове традиций, идеалов народа освящено в трудах И.С. Портнягина, Л.А. Афанасьева (Тэрис), А.Л. Бугаевой, Л.И. Федоровой.

Анализируя практику воспитания в якутской семье В.Ф. Афанасьев отмечает, что в традициях северных народов лежит забота о ребенке, его благополучии: «Рождение – праздник всего рода». Решающую роль в семейном воспитании, несомненно, играет мать. Материнскую любовь он сравнивал с теплом семьи, бабушке отвел место народного наставника [1].

К.Д. Уткин, рассматривая образы женщин в олонхо, приводит особенности воспитания девочек у народа саха, выделенные И.С. Портнягиным:

-культ ребенка, уважение взрослых к личности ребенка и, как правило, отсутствие в методах воспитания жестких мер наказания детей;

-забота народа об укреплении здоровья детей и привитие им таких качеств, как глубокое уважение к людям, бескорыстное гостеприимство;

-культ матери, уважение и проявление к ней безграничной любви;

-включение в различные виды домашнего труда, умение ухода за собой;

-широкое использование и привлечение в воспитательных целях устного народного творчества, танцев, игр, упражнений, декоративно-прикладного искусства, праздников [5, С.19]

В ходе своего исследования, мы определили, что у народа саха существует своя самобытная система семейного воспитания, которая выполняет ряд функций, формировавшихся на протяжении мно­гих лет поколениями людей по подготовке детей к жизни и деятельности в суровых условиях Севера. Среди воспитательных особенностей можно отметить культ ребёнка и матери, забота народа об укреплении здоровья детей, раннее включение их в различные виды труда, широкое использование в вос­питательных целях фольклора, танцев, игр, упражнений, праздников. Семья является основным источником национального возрождения и особой формой целенаправленного традиционного воспитания у народа Саха. Забота о девочках сочетает в себе многовековой практический опыт и мудрость народа, отражённую в фольклоре и литературных источниках, как теоретическая основа народной педагогики.

Большое значение народ саха придает воспитанию девочек: сущест­вует особая дифференцированная система их воспитания с учётом природно-климатических условий, традиционного ведения хозяйства, национально — культурных особенностей. Личный пример матери — один из главных способов воспитания девочек в семье. Никакие специальные усилия не дадут положительных результатов, если перед глазами детей отрицательный пример собственных родителей. Мать — первое лицо, которое внушает безграничное доверие и обеспе­чивает высокие результаты в воспитании детей в целом. Она решающая фигура в системе народного воспитания. Женское воспитание располагает определенным арсеналом методов, средств и приёмов в системе народной педагогики: поучение, разъяснение, убеждение, упражнение, приучение, поощрение, одобрение, намёк, личный пример, благословение, осуждение, укор, принуждение, наказание; колыбельные песни, сказки, посло­вицы и поговорки, загадки.

Сила семейных национальных традиций лежит в природосообразности. Родители  включают ребёнка в мировоззрение и практические действия, с которыми без внутреннего их сопротивления воспринимаются народные пред­ставления и нормы поступков, т.е. правила, обряды и обычаи. Создаётся цело­стная система идейно — теоретического и практического воздействия на лич­ность детей, в частности, как основа формирования народной педагогики. При воспитании девочек основное внимание уделяется ук­реплению здоровья, выработке норм и правил поведения, привитию трудовых на­выков, что обуславливается не только принципами народной педагогики, но и хо­зяйственными потребностями. Всё это позволяет сделать вывод, что система, вы­работанная веками, сохраняет свою актуальность в современных условиях и дает безграничные возможности для совершенствования воспитательного процесса.

Основываясь на теоретическом анализе традиционной и народной педагогики, нами был разработан комплекс мер для повышения психолого-педагогической культуры родителей, который апробировался в течение трех лет. Данная работа предполагала разнообразные формы: родительские собрания, круглые столы, лекции, консультации, практические занятия, диспуты, конкурсы по следующим темам: «Индивидуально-психологические особенности развития личности девочки», «Условия гармоничного воспитания и развития девочки в семье», «Формы, методы и способы воспитания девочек в современных условиях», «Половое воспитание девочек», «Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка», «Игра как средство воспитания де­вочек», «Роль женщины в современной семье», «О роли родителей, авторитете в нравственном воспитании», «Роль устного народного творчества в воспита­тельной работе», «Методы и средства этнопедагогики», «Преемственность поколений в воспитании девочек».

В процессе мероприятий родители знакомились с научными исследованиями психологов, педагогов в области семейного воспитания, с психологией младших классов, с педагогикой: с народны­ми пословицами и поговорками, сказками, которые использовались в воспита­нии девочек в семье, а также с трудовыми обязанностями и особенностями их тру­дового воспитания, народными играми. В целях наилучшего привлече­ния внимания родителей к народным традициям, овладению практическими методами воспитания проводились ве­чера, утренники, проведен фольклорный конкурс, инсценировки сказок, конкурс совместных песен и танцев учениц с мамами. Изучались традиции гостеприимства, доброжелательности к людям, кулинарный конкурс на самое лучшее национальное блюдо, приготовленное девочками вместе с родителями.

Во время родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед родители рассказывали о том, как они воспитывают у девочек те или иные качества, какие при этом испытывают труд­ности, делились опытом воспитания, популярной литературой, высказывали свои предложения по более успешному использованию прогрессивных традиций народной педагогики. Было внесено предложение о необходимости выпускать книги, брошюры о народной педагогике на родном языке; чаще проводить в школах, в общественных местах встречи с представителями стар­ших поколений; обмениваться передовым опытом семейного воспитания, выступать по телевидению, радио ученым, учителям по проблемам воспитания; привлекать самих детей к обсуждению вопросов воспитания. Необходимо отметить, что в своих выступлениях перед родителями мы акцентировали свое внимание на использовании многочисленных методов и средств воспитания традиционной и народной педагогики, о которых они имели поверхностное представление.

Таким образом, подведя итоги проделанной работы, мы сделали вывод, что тесное сотрудничество родителей, психологов и учителей, их умение находить оптимальные методы и формы воспитания, творческое использование традиций народной педагогики в современной практике, способствуют успеш­ному семейному воспитанию девочек. Проведенная нами опытная работа по привлечению родителей к исполь­зованию психолого-педагогических приёмов, методов и содержания воспитания девочек в семье показала, что выработанные веками неписаные правила и традиции, отражённые в уст­ном народном творчестве и хозяйственному укладу народа, оказывают сущест­венное влияние и в наши дни. Родители и учителя в процессе семейно-школьного воспитания должны широко использовать якутские народные, национальные традиции, иг­ры, сказки и пословицы.

Так же мы отмечаем, что обязательным условием в воспитании девочек у народа саха является женский идеал своего народа в целом: идеальная женщина характери­зуется такими качествами: физически закалённая (здоровье), обладающая высокими нравственными ус­тоями (человеколюбием), чувством национальной свободы и человеческого достоинства, гостеприимством, скромностью (женственность), доброжела­тельностью, верностью (слова, дела, супружества), умением и желанием заниматься национальными видами творчества (вышивать бисером, шить национальную одежду), почтением к старшим, уме­нием заботиться о подрастающих поколениях.

Далее, фольклорные материалы с богатым содержанием педагогических идей о воспитании девочек (в целом и девушек) должны занять подобающее место и в семейной библиотеке. Это поможет подрастающему поколе­нию в овладении основными идеями, прогрессивными методами и средствами народной педагогики, уважительным отношением к культурным ценностям своего народа.

Литература:

  1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и дальнего Востока.- Як., 1979
  2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. М., 1993.
  3. Субботский Е.В. Психология младших школьников М., 1971.
  4. Сухомлинский В.А. Избранные  психологические   сочинения. М., 1979.Т.4.
  5. Уткин К.Д.Образы женщин в олонхо. Якутск, 1994,С.42.

+ Добавить сценарий + Добавить игру + Добавить обьявление + Научную статью