+ Добавить новость + Добавить совет + Добавить статью + Вопрос / ответ


Идеи средневековой мусульманской педагогики: гендерный аспект

И.А. Иванова

(Волгоград)

ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

В процессе модернизации российского образования все большую актуальность приобретает гендерный подход, обусловленный, прежде всего, серьезными социальными изменениями: трансформацией межполовых ролей, растущей самостоятельностью женщин, кризисом современной семьи. Учет данных аспектов является одним из важнейших условий реализации современной личностно-ориентированной парадигмы в образовании, направленной на развитие самостоятельного и ответственного субъекта социальных взаимодействий.

Одним из условий, определяющих духовное функционирование современного социума, является усиление в нем политических позиций ислама и, в его рамках, религиозно-мировоззренческой доктрины, сохранившей свою самобытность. Необходимо отметить, что основополагающие принципы философско-идеологической системы мусульман, сформировались в IX — XII веках – периоде расцвета культуры Арабского Халифата, когда она приобрела свои характерные черты, зафиксированные в ее образе начиная со средневековья, на долгие века. Но, не смотря на замедленные темпы культурной трансформации, ислам – это не статичное явление, в его русле всегда русле противоборствовали, способствуя развитию друг друга, различные направления, течения и школы. Каждая из них выработала собственный взгляд на развитие общества и человека. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает плеяда мыслителей средневекового Арабского Халифата, воззрения которых вполне соотносимы с современными педагогическими концепциями (Ибн Сина, Аль Кинди, Аль Хваризми, Ибн Закария Рази , Ибн Рошд, ал-Бухари). Среди таких идей – торжество разума, ценность научного познания, поэтапное развитие личности обучающегося, от нравственного к профессиональному совершенствованию, преемственность общей и семейной педагогики, гуманность, а также устройство семьи на принципах взаимного уважения мужа и жены. Данные факторы обусловили актуальность изучения гендерного аспекта в педагогических идеях мыслителей средневекового мусульманского востока.

Отношение к женщине на Востоке, как и во всем мире, в том числе, в эпоху средневековья, было непростым. Особенно сильно это заметно в сфере семейного воспитания, закрепленного Шариатом, основанного на традициях повсеместно распространенной в арабо-мусульманском мире патриархальной семьи. Современные тенденции развития мира, такие как глобализация и интеграция, изменяют характер традиционной мусульманской семейной педагогики, но ее черты, сложившись в средневековье, в некоторых странах мусульманского конгломерата сильны до сих пор.

Ее главной особенностью является резкое разделение полов по их социальным и социально-психологическим функциям. Разница в поведении полов настолько очевидна, что можно говорить о формировании мальчиков и девочек, юношей и девушек в двух мало соприкасающихся, почти параллельных мирах. «В этом обществе невозможно себе представить свободное общение обоих миров или допустить, что-то, что позволяется одному полу, позволено и другому… Мужчину, который нечасто общается с приятелями вне дома, презрительно именуют «кухонным человеком», в то время как женщину, часто покидающую свой дом, называют заблудшей. Мужчины собираются для беседы вне дома, а женщины только внутри».

Эта особенность воспитания детей отчетливо выражена в конкретной языковой норме: в арабском языке отсутствуют слова «ребенок», «дитя», одинаково применимые к детям как мужского, так и женского пола, встречаются только отдельные обозначения либо мальчиков, либо девочек. Когда отца хотят спросить, сколько у него детей, вопрос ставится так: сколько у него сыновей и сколько дочерей. Когда рождается мальчик, в семье бывает настоящий праздник; рождение девочки, как правило, встречают спокойно, как совершившийся факт. Такая разница в подходе связана с тем, что патриархальная семья воспроизводит себя только по мужской линии.

Говоря о вопросах воспитания, следует иметь в виду особенности половой идентификации в подростковом возрасте. По мнению известного психолога И. С. Кона, «первичная половая идентификация — своеобразный стержень целой системы самооценок, посредством которой индивид определяет степень своего соответствия традиционным представлениям о половой принадлежности (насколько полноценно воплощены в нем черты мужчины или женщины)».

Однако, в исламе для всех подростков (мальчиков и девочек) разговоры о сексе представляют табу, им запрещено также говорить на эту тему с родителями и другими взрослыми. Целомудрие как моральный и религиозный идеал требует избегать каких-либо стимулирующих и возбуждающих контактов с противоположным полом.

Роль девушки в рамках традиционной мусульманской семьи в основном сводится к помощи матери по домашнему хозяйству и уходу за младшими братьями и сестрами. Основной «институт воспитания» у народов ислама для каждого ребенка это, прежде всего его семья, и основными «профессорами» являются его родители. В основном воспитанием детей в мусульманских семьях традиционно занимаются матери. Считается, что это большое доверие для женщины и одновременно огромная ответственность перед Всевышним за воспитание верующих детей. Если они будут придерживаться своей религии и выполнять нормы Ислама, мать получит от Создателя вознаграждение. Именно поэтому в хадисах (изречениях Пророка Мухаммада) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно позвали мать и отец, сначала подойдите к матери».

Положение юноши, как правило, более свободно, но он тоже зависит от власти главы семьи, поскольку «и мужчина, и женщина принадлежат к семье отца, т. е. они пользуются покровительством своего дома, и дом должен что-то получать от них. Если мужчина работает вне дома, он не может сам по своему усмотрению зарабатывать и расходовать деньги, но должен отдавать их главе семьи (отцу, старшему брату и т. д.), который и распределяет их». Брак в патриархальной мусульманской семье рассматривается как завершающий акт в воспитании молодого поколения, который должен способствовать укреплению семьи и рода в целом, поэтому роль родителей, семьи в момент выбора жениха и невесты является определяющей.

Вследствие патриархальной структуры мусульманского общества молодая женщина и после замужества остается в определенной степени членом отцовской семьи, которая по-прежнему в значительной степени несет ответственность за ее воспитание. «Она не берет фамилию мужа, но продолжает носить свое имя, к которому добавляется имя ее отца или имя ее семьи. Если жена совершает какой-либо проступок, то за него отвечают ее отец или брат, а не муж. Именно они наказывают ее, равно как и охраняют ее честь в большей мере, чем муж».

Однако, в эпоху «исламского возрождения», по свидетельству большинства востоковедов, происходит воскрешение таких эллинистических традиций, как воспевание красоты, и любви мужчины к женщине. Женщина для мыслителей средневекового Востока выступала не собственностью, что привычно средневековой традиции не только мусульман. Она являлась чувствующим субъектом.

Гендерные отношения рассматривались такими учеными как Ибн Закария Рази (854-932), Ибн Рошд (1126-1198), ал-Бухари (810-870). Причем ценность женщины подчеркивалась ими в качестве потенциальной спутницы и друга, а не только сексуального объекта. Крупным культурным центром исламского мира была мусульманская Испания, где просвещение достигло наивысшего расцвета при Абдурахмане III (912—961) и Галеме II (961—976). По всей стране открывались школы и библиотеки. Ученики многих китабов получали одежду и еду. В одной лишь Кордове насчитывалось около 80 учебных заведений, в том числе несколько высших школ, в ряде которых женщины посещали занятия изящной словесности. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севильи предлагали программу по всем отраслям знания: богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, медицине и философии. В этих учебных заведениях царила веротерпимость. Преподавателями и студентами были мусульмане, христиане и иудеи.

Сфера обучения и воспитания — составная часть мусульманского образа жизни и мусульманской цивилизации в целом, с присущими ей чертами самодостаточности, со своей собственной, во многом не похожей на христианскую, системой идеологических координат.

Литература:

  1. Боярский Е.А., Коломией С.М. Компетенции: от дифференциации к интеграции. Высшее образование сегодня, 2007. №1. С. 8-11
  2. Волков Г.Н. Национальное и общечеловеческое в содержании образования// Науч.тр. ГНИИ семьи и воспитания. М.: ГНИИ, 1999.
  3. Воспитание детей в вере мусульман журнал «Няня», 2003 год № 9
  4. Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам: Очерки истории (600-1258). М.: Главная редакция восточной литературы, 1986. С. 216.
  5. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. С. 352.
  6. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 1999 г.;
  8. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: «Наука», 1973;
  9. Приоритеты развития образования в Российской федерации. М., 2005.
  10. Садыков А.С. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сина. // Торжество разума. – Душанбе, «Дониш», 1988.
  11. Садыков А.С. Этика Абунасра Фараби. // Вопросы истории философии. – Душанбе, «Дониш», 1977.
  12. Шамма Фреда. Исламское воспитание детей. Московский центр Карнеги, 2002. С. 190.

+ Добавить сценарий + Добавить игру + Добавить обьявление + Научную статью