+ Добавить новость + Добавить совет + Добавить статью + Вопрос / ответ


Гендерный подход в профессиональную подготовку

В.В. Цыннова

(Волгоград)

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ И ФОРМИРОВАНИЕ АССОЦИАТИВНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

На современном этапе актуальная проблема постиндустриального общества — воспитание саморазвивающейся, самоактуализирующейся личности, создание среды развития личности человека третьего тысячелетия.

Сегодняшний образовательный процесс в вузе включает ориентацию образования на развитие личности студента, формирование её познавательных интересов, определяет новое качество образования, позволяющее обучающимся благодаря интересу к знаниям «обогатить ум» (Н.И. Новиков, Н.Х.Вессель) выйти за рамки своих когнитивных возможностей, осуществить выбор жизненного смысла и ценностей, достойно реализовать образовательные и профессиональные планы и запросы.

Для решения этой задачи, осуществления личностного подхода в образовании и воспитании, педагогической наукой и практикой востребованы ми становятся инновационные концепции, созданные в смежных отраслях общественных наук. Одной из сущностных инноваций стала парадигма гендерного подхода, позволяющая проектировать и организовывать образовательный процесс в вузе с учётом гендерных особенностей обучаемых, на основе их психофизиологических задатков и способностей. В формировании ассоциативно-образного мышления студентов художественно-графических специальностей. Для нас привлекательным моментом является то, что появление гендерного подхода в образовательной сфере базируется на концепции личностного и деятельностного подходов и является новым направлением в системе таких фундаментальных педагогических исследований как: природа педагогических знаний (В.В.Краевский), личностно развивающие функции обучения (Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков и др.) а также на идеях психологии отношений и основах психологии возраста обучаемых конкретной возрастной категории (И.В.Дубровина, И.С.Кон, В.И.Слободчиков и др.).

Перед нами встаёт проблема, решение которой определит особенности гендерного подхода — « одного из способов отображения в научном знании педагогической реальности взаимоотношений мужчины и женщины, именно тех её аспектов. Которые трудно уловимы другими способами, методологии анализа гендерных характеристик личности мужчины и женщины и их взаимоотношений, нацеливающей на личностные пути развития и самореализацию, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами» (Л.И.Столярчук,2008: 232), в образовательном процессе, уровень художественного и художественно — педагогического образования. Современные процессы демократизации и гуманизации, происходящие в обществе и системе образования, ставят в центр приоритет обучающегося, его интересы. Преподаватели сегодня всё больше обращают внимание на различия интересов обучающихся разного пола, считают необходимым учитывать индивидуальные склонности, гендерные особенности студентов. Педагогические аспекты гендерной проблематики рассматриваются в психологии и педагогике исследователи в большей мере уделяют внимание вопросам полового воспитания, полоролевой социализации (В.С.Агеев, Т.А. Араканцева, Е.М.Дубовская, Т.П. Машихина, А.В. Мудрик, Л.И. Столярчук).Исследования показывают, что обучение и воспитание юношей и девушек происходит в результате влияния природы, семьи, общения, литературы, искусства, Интернета и наблюдений (М.В.Веденькина, О.А.Константинова, С.А. Коробкова, Т.П. Машихина, Л.И.Столярчук). Современный анализ гендерных исследований свидетельствует о том, что познавательные интересы возникают и меняются в зависимости от возрастных и гендерных особенностей обучающихся. На основе анализа и практики проблемы учёта гендерных особенностей в образовательном процессе вуза можно выделить следующие характеристики гендерных особенностей в юношеском возрасте.

Между юношами и девушками существуют различия в познавательной сфере; в развитии памяти, мышления, восприятия и усвоения материала, которые идут разными путями в зависимости от пола (Н.Ю.Флотская). В связи с этим важен переход от одинакового обучения девушек и юношей к обучению. Способствующему формированию когнитивных интересов с учётом гендерных особенностей. Массовая педагогическая практика всё ещё показывает отсутствие продуктивного опыта работы преподавателей на основе гендерного подхода. «Педагогической науке и практике предстоит всё возможное, чтобы в наступившее столетие на смену «бесполой» педагогике пришло образование, обращённое к внутреннему миру личности, создающее равноценные педагогические условия для самореализации мужской и женской индивидуальности» (Столярчук Л.И.,2008;22).

Учитывая данные факты гендерных особенностей наша задача состоит в создании условий на основе идей гендерного подхода и разработке специальной организации учебной деятельности студента/студентки с необходимостью ориентации на субъективный опыт обучаемого, его психофизиологические возможности, потенциал. методов и методик, дающих возможность формирования профессионального мышления в условиях вузовской подготовки студентов художественно-графических специальностей. Формирование профессионального мышления как одного из компонентов компетентности студентов является важной социально-педагогической задачей высшей школы на современном этапе развития общества (БодолевА.А.,1998; ЛокаловаН.П.,2004; МатюшкинА.М.,2003 и др.).

Художественно-графические специальности (графика, графический дизайн, дизайн костюма, преподаватель изобразительного искусства) в нашем вузе (Институт Художественного Образования) формирует творческого человека, перестраивающего окружающий мир культуры. Задачи наших педагогов сформировать новый тип творческой личности, обладающей сверхгибким художественным сознанием, устремлённым к разработке новых полифонических модификаций структуры образа в искусстве, создающим эти структуры как целостность, в которой, несопоставимое приведено к новому выразительному симфонизму самой образности искусства. Глубина и широта творческого мышления определяет интеллектуальный уровень и мировоззренческие позиции будущего педагога и художника. Творческое мышление определяет личность творца, соотношение в его произведениях чувственного и логического иными словами бессознательного и сознательного. Развитие ассоциативно-образного мышления — одно из направлений творческого самораскрытия, являясь проявлением творческого мышления, которое, в свою очередь, характеризуется такими свойствами, как инициативность, способность к неординарному решению, уверенность в себе, умение сотрудничать, высокая работоспособность.

Творческое мышление – один из компонентов сознания, занимающих центральное место в процессе обучения рисунку. Живописи, и композиции. Дж.Гилфорд и Хофнер в работе»Анализ интеллекта.1971» приводит модель структуры интеллекта, в которой можно выделить среди многих два типа мышления: дивиргентное и конвергентное. Конвергентное мышление связано с поиском единственно правильного решения проблемы посредством интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Такое решение является достаточно традиционным и шаблонным. Дивергентное мышление предполагает вероятность другого или даже нескольких нестандартных ответов к поставленной задаче. Данный тип мышления служит средством для рождения оригинальных идей и самовыражения. Он опирается на воображение и является собственно творческим. Каждый человек – уникальное существо, обладающее особым способом воспринимать и конструировать реальность. Любое целевое воздействие должно быть адаптировано к конкретной личности и её системе отношений, способствовать развитию, а значит изменению. Оно, с одной стороны осуществляется на основе того, что уже сформировано, а с другой – ориентировано на то, чего ещё нет, что только становится самим собой. И то и другое – ресурсные механизмы развития. Одним из методов активизации ресурсных механизмов развития является использование семантических связей, осуществляемых с помощью системы семантических знаков: аллегории, метаморфозы, метафоры, интерпретации, цитаты, контекста и др. Их функции помочь объединить различные области знаний и художественно – творческий опыт, помогая осмыслению новых явлений. Таким образом семантический подход в формировании ассоциативно – образного мышления может лечь в основу творческого развития в целом и развития ассоциативно – образного мышления как фактора, в частности.

Влияние профессии, специального обучения на развитие профессионального мышления студентов художественно-графических специальностей в котором ассоциативно-образное мышление является неотъемлемой составной частью, творческого мышления, возможно и главной. Ведь общепризнанный факт, что ассоциативно-образное мышление -важнейший показатель творческого развития человека, как никогда востребованного современным обществом. Ассоциативно – образное мышление – сложнейший феномен, явления, развивающееся в пространственно – временных реалиях окружающей действительности, и следовательно, не простой результат её отражения, не дубликат и даже не новая модификация удвоенных объектов реальности, но прежде всего – это отношение, заинтересованность, эмоционально окрашенное логическое познание, ведущее к изобретению.

Формирование ассоциативно-образного мышления, в целом, связано с психическим развитием человека, в частности, — с интеллектуальным. В формировании ассоциативно-образного мышления совершенно очевидна важность собственно интеллектуальных процессов, в нашем случае они играют приоритетную роль.

Необходимо признать наличие внешних (технологии обучения, стили преподавания, межличностное взаимодействие студентов и т.п.) и внутренние (интеллектуальные, мотивация студентов и конечно гендерные особенности студентов и т. п.). Согласно принципу детерминизма, «внешние причины всегда действуют только через внутренние условия»(Брушлинский А.В.,2000 и др.).

Ассоциативно-образное мышление — это продуктивное, творческое мышление, поскольку имеет своим продуктом профессиональные решения, а более отдалённым результатом — профессиональные действия. Творческая составляющая ассоциативно-образного мышления в соответствии с этим так же должна претерпевать определённые изменения в процессе профессионализации, иными словами, формирование ассоциативно-образного мышления предполагает развитие творческого мышления, а также креативности студентов с учётом гендерного подхода.

Литература:

 

  1. Бондаревская, Е.В. Анткризисная направленность современного воспитания

/Е.В. Бондаревская // Педагогика.-2007.-№3.- С.3 – 14.

  1. Ветрова, И.Б. Неформальная композиция: Учеб. Пособие. М.,2004.169 с.

3 Столярчук, Л.И. Методология гендерного подхода в педагогическом иссле-

довании / Л.И. Столярчук // Язык педагогики в контексте современного на-

учного знания: материалы Всерос. Методолог. Конф.-семинара / Гл.ред.

В.В. Краевский; Ред. А.А.Арламов, Р.В. Почтер – Волгоград; Краснодар;

М.,2008. 284 с.

  1. Хрестоматия по общей психологии / под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,

В.В. Петухова. – М.,1981. 397 c.


+ Добавить сценарий + Добавить игру + Добавить обьявление + Научную статью