+ Добавить новость + Добавить совет + Добавить статью + Вопрос / ответ


Формирование интереса младших школьников к хоровому пению

Курбатова О.Н., БГУКИ, магистрант

Научный руководитель – Малахова И.А.,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ХОРОВОМУ ПЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На сегодняшний день существует проблема падения уровня современного хорового образования в условиях досуговой деятельности. Это обусловлено тем, что наблюдается четкая тенденция падения познавательного интереса к данному виду искусства. Как известно, спектр увлечений человека формируется в детстве. Именно в этот момент очень важно учесть влияние, которое оказывает на ребенка его окружение: друзья, педагоги и, в особенности, родители.

По мнению таких исследователей, как О.А. Апраксина, Н.А. Березовин, В.И. Ковалев, Г.П. Логинова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и других, наиболее благодатным временем для формирования познавательного интереса является младший школьный возраст. В этот период ребенок наиболее восприимчив к информации и воздействию со стороны взрослых, у него формируется познавательная мотивация, которая придает учебе значимый смысл. Для того, чтобы способствовать формированию познавательного интереса и в дальнейшем иметь возможно повышать его, необходимо не только педагогическое воздействие, но и непосредственное влияние родителей.

Начиная со второй половины 20-го века представители различных наук (философы, психологи, экономисты, правоведы) стали определять интерес, как осознанную потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное значение, притягательность. Проблема интереса широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями. Интерес (от лат. «interest» — имеет значение, «важно») – особое избирательное отношение к окружающему миру [6, с.6]. В.И. Ковалев определяет интерес как устойчивое положительное отношение [2, c.24]. По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом [3, c.56]. На наш взгляд, понятие интереса можно определить, как систему мотивационных факторов, побуждающих человека к действию и стимулирующих его к учению. Интерес способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей школьника. Поэтому в ряду острых проблем современной школьной музыкальной педагогики проблема формирования и развития интереса к хоровому искусству в музыкальном воспитании является одной из наиболее важных и сложных [1].

Хоровое пение как наиболее действенный вид массового музицирования на протяжении столетий является основной формой музыкального воспитания и просвещения народа. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Хоровое пение младших школьников является одним из важнейших средств музыкального воспитания как в музыкальной, так и в общеобразовательной школе. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника. Коллективная форма хорового исполнения делает его ценным средством общего воспитания школьников. Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников. Участие в хоровом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников; обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

В последнее время появляются все новые концептуальные идеи реформирования школьного образования, в котором значительное место отводится задачам повышения роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мышления ребенка. Осознание социальных, эстетических и нравственных функций хорового искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики школьного хорового воспитания в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид искусства во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями [1].

Воспитательный потенциал музыкально-досуговой деятельности младших школьников посредством хорового искусства реализуется рядом принципов:

  • принцип всеобщности и доступности этой деятельности, предполагающий возможность включения всех детей в сферу музыкального досуга;
  • принцип педагогической поддержки и партнерского взаимодействия педагога и воспитанников, предполагающий ценностное отношение педагога к ребенку;
  • принцип рефлексии результатов творческой деятельности, способствующей формированию аналитического мышления, самоорганизации и самостоятельности;
  • принцип занимательности процесса творчества, предполагающий организацию всего досуга на основе игры;
  • принцип сбалансированности развития эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер личности младшего школьника, предусматривающий его гармоничное развитие;
  • принцип вариативности содержания творческой деятельности, предполагающий личностно ориентированный подход педагога к организации музыкально-досуговой деятельности детей в соответствии с их желаниями, интересами и потребностями [5, с.3].

Формирование интереса к хоровому искусству происходит не только в условиях музыкального образования (консерватория, колледж, школа), но и в общеобразовательных и досуговых учреждениях. Детские хоры организуются в школах, дворцах детского творчества в детских клубах при домовых комитетах. Также большой популярностью пользуются детские хоровые студии, где кроме обучения пению проходят занятия на музыкальных инструментах, изучение других музыкальных дисциплин (музыкальная литература, теория музыки, сольфеджио). Общеобразовательная школа как один из важнейших этапов в формировании личности и ее развитии также способствует формированию интереса к хоровому пению посредством организации дополнительных хоровых занятий в свободное от учебы время (в виде кружков). Занятия хоровым пением на уроках музыки в школе способствуют осознанию эстетических, социальных и нравственных функций хорового искусства во взаимосвязи с другими его видами, развитию музыкальной грамотности ребёнка и, как следствие, овладению им духовно-нравственными и культурными ценностями [4].

В настоящее время на территории Республики Беларусь существует немало хоровых коллективов, основанных на базе общеобразовательной школы. Вот некоторые из них: хор «Дружба» СШ №1 (руководитель — Т.В. Волошина), образцовый хор «Фэст» СШ №201 (руководитель — Э.Н. Сторожук), образцовый хор «Ранiца» СШ №145 (руководитель – С.С. Герасимович), образцовый хор «Алые паруса» и хор мальчиков «Красавiк» СШ №13, образцовый хор «Вишенка» СШ №115 (руководитель Брытко Т.И.), хор «Радуга» СШ №8 г. Слуцка (руководитель Андреева И.Н.), образцовый хор «Детство» СШ № 20 г. Борисова (руководитель Нитиевская А.В.), образцовый хор «Свитанак» СШ № 3 г. Гродно» (руководитель Дейкало И.Д.), образцовый хор «Эўфонія» СШ№43 г. Гомеля» (руководитель И.Н. Салманова). Успешная деятельность вышеупомянутых коллективов и их популярность в профессиональных кругах являются неоспоримым доказательством того, что грамотно построенная работа педагога при сотрудничестве с родителями является важным фактором в формировании у младших школьников увлечений, интересов, профессиональных навыков.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность в рамках общеобразовательной школы является мощным средством формирования интереса младших школьников к хоровому пению, которое является искусством уникальных возможностей, помогает развивать в детях положительные качества (целеустремленность, силу воли, раскованность, коммуникабельность и т.д.). Приобщить школьников к хоровому пению, сформировать у них устойчивый интерес к этому виду творчества поможет только совместная работа самих учеников, их родителей и, несомненно, педагога, который на своем личном примере сможет продемонстрировать мастерство, увлеченность профессией и компетентность в вопросах преподавания. Грамотный руководитель школьного хорового коллектива поможет своим подопечным развить творческие способности, воспитать в себе полноценную и интересную личность, развить коммуникабельность и умение работать в коллективе, что, в конечном счете, положительно отразится на всей дальней жизни школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Калачикова, И.В. Хоровой класс в системе общеобразовательной школы / И.В.Калачикова. – М. : ИД «Первое сентября», 2008 [Электронный ресурс]. Дата доступа : 03.03.2016.
  2. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев, А.А. Бодалев. – М. : Наука, 1988. – 192 с.
  3. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Г.Н. Морозова. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 222 с.
  4. Плотникова, С.В. Хоровой класс в системе общеобразовательной школы / C.В.Плотникова, Л.П.Сараева // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. Дата доступа : 05.05. 2016.
  5. Филистович, О. А. Формирование творческой активности младших школьников средствами музыкально-досуговой деятельности : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Филистович Ольга Александровна. — Минск : [б. и.], 2012. — 25 с. : табл., диагр. ; 20х15 см. — Библиогр.: с. 19-22 (40 назв.).
  6. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: познавательный интерес как средство обучения / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 1976. – 352 с.

+ Добавить сценарий + Добавить игру + Добавить обьявление + Научную статью