+ Добавить новость + Добавить совет + Добавить статью + Вопрос / ответ


Детские страхи

strahi

Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1и2 – М.: Генезис, 2001

Для борьбы с детскими страхами может быть предложена эффективная методика экспресс-коррекции «Уничтожение страха ». Эту методику психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей, который впоследствии будет при необхо­димости напоминать ребенку о показанном ему способе преодоления страха. Методика может проводиться с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста (возрастных огра­ничений «сверху» она не имеет). Следует иметь в виду, что она мало эффективна в случае, когда страхи используются ребен­ком для привлечения к себе внимания взрослых (то есть в слу­чае истероидной эксплуатации страхов).

Проведение методики включает пять этапов: предваритель­ную беседу, создание изображения, уничтожение изображе­ния, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действен­ность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т. п.

I этап составляет беседа с ребенком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать… Беседа ведется в спокойном непринужденном тоне. Если страхи выявляются по данным психологического об­следования или по рассказам родных, а сам ребенок не признает у себя их наличия, то можно рассказать ему, что маленькие дети всегда чего-нибудь боятся, и спросить: «А чего боялся ты, когда был маленьким?».  Далее работа будет проводиться со стра­хами, которые теперь уже якобы отсутствуют, но имелись ког­да-то. Полезность этой работы можно объяснить тем, что иногда становится страшно любому человеку, даже вполне взрослому, а поэтому полезно научиться справляться со страхом.

II         этап — обсуждение того, как можно изобразить (нарисо­вать) страх и последующее создание такого рисунка. Для этого нужны бумага и набор цветных карандашей или фломастеров. На этом этапе могут возникать следующие трудности.

  • Ребенок отказывается от деятельности, утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае надо объяснить, что рисунок вовсе не должен быть хорошим. Наоборот, страхи лучше рисовать плохо, так как они сами плохи и незачем их украшать.
  • Ребенок не называет конкретных страхов, так что не ясен предмет изображения. В этом случае можно рекомендо­вать один из двух приемов: а) персонификация страха в виде какого-либо очень неприятного, страшного живот­ного или персонажа по выбору ребенка (этот прием целесообразен при работе с рационалистичными детьми); 6) абстрактный рисунок, непосредственно выражающий эмоциональное состояние (при работе с эмоциональны­ми детьми). Рисунку может предшествовать обсуждение типа: «Как ты думаешь, какого цвета должен быть страх? какой цвет ему больше подойдет?» и т. п. При продолжающихся затруднениях может быть дан образец рисунка: «Я бы, наверное, стал рисовать страх вот так », — с этими словами психолог проводит несколько резких черных штрихов, или сажает на лист кляксу черных чернил, или еще как-либо создает бесформенное черное пятно. Даль­ше ребенок продолжает рисунок сам.

III этап — уничтожение рисунка. Прежде всего нужно по­лучить от ребенка признание того, что на рисунке действи­тельно изображен его страх (настоящий или имевшийся раньше, «когда он был маленьким»), и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове, или в сердце, или в груди), а снаружи. И значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать рисунок. Ребенку предлага­ют проделать это.

В то время, когда ребенок разрывает рисунок, психолог про­водит косвенное внушение, эмоционально комментируя его действия: «Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не ос­талось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвра­щался. Рви еще мельче — чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Вот так! Чтобы от страха совсем ничего не оста­лось!» и т. п. Если ребенок скован, заторможен, то в разрыва­нии рисунка может принять участие психолог («Я тебе помогу выгнать страх, чтобы он ушел и никогда больше к тебе не воз­вращался!»).

После того, как рисунок разорван, психолог собирает обрыв­ки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергичным жестом выбрасы­вает их («Вот так, чтобы совсем ничего не осталось!»). Все это проделывается эмоционально, серьезно и сосредоточенно.

IV этап — рациональное объяснение ребенку смысла пока­занного ему приема. Ребенку объясняют, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему снова станет страшно, то он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прого­нит его, как он это сделал только что. Для этого даже не обяза­тельно на самом деле рисовать и рвать рисунок, достаточно только представить себе, как ты это делаешь. Рационалистич­ным детям (особенно подросткам) полезно представить всю процедуру как психотехническое средство, сделав акцент на том, что это техника, помогающая человеку управлять самим собой, своим душевным состоянием.

V этап (необязательный) — релаксация, сопровождаемая внушением в бодрствующем или дремотном состоянии. Внушение включает две основные темы, повторяемые несколько раз

С разными вариациями:

* Страх преодолен и больше не вернется. Теперь ребенок ничего не будет бояться, будет спокойно спать.

* Ребенок знает, что делать, если ему вдруг снова станет страшно: он легко сможет прогнать страх, нарисовав его и разор­вав рисунок или только представив себе, как он это делает. Не следует смущаться тем, что эти темы противоречат друг другу. Дети подобных противоречий не замечают, особенно в состоянии релаксации, снижающем уровень контроля. Указать на возможность возвращения страха необходимо, так как иначе первое же появление этого чувства снимет эффект коррекционной работы.

Игра с огнем

Климакова Ю. ШП,№19-04

Кто не оседлал страха,

тот не достигнет своих желаний.

   Арабская пословица

«Маленькие дети! Ни за что на свете. Не ходите в Африку, в Африку гулять! В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы будут вас кусать, бить и обижать, — не ходите, дети, в Африку гулять!»

Такие знакомые с детства, без­обидные на первый взгляд строчки К.И. Чуковского. Но в некоторых случаях эти слова могут послужить причиной страхов ребенка: он не захочет оставаться один, будет бо­яться темноты, не пойдет один гу­лять во двор и пр. Даже несмотря на то, что стихотворение заканчи­вается хорошо: Бармалей перевос­питался, и как раз горилла с кро­кодилом очень в этом помогли.

Консультируя родителей, часто можно услышать вопрос: «Что мне делать? Мой сын (или моя дочь) ужасно боится темноты, собак, бо­ится купаться в ванной, ни в какую не хочет оставаться дома один; как посмотрит по телевизору фильм, так от меня ни на шаг не отходит». На этот вопрос трудно сразу ответить, потому что важно понять: как ре­бенок оценивает степень опасности и, соответственно, как ведет себя. Вполне возможно, что из-за стра­ха перед лягушками, пиявками ре­бенок станет бояться даже текущей из крана в ванной воды — места, где они живут.

Что же все-таки делать, если ре­бенок чего-то боится и это мешает жить ему и окружающим? Те при­емы, занятия и игры, которые при­водятся здесь, не новы. Практи­чески все они описаны в специаль­ной литературе и в различных по­пулярных изданиях. Наши советы предназначены в большей степени для работы с детьми, которые не могут определить степень опасно­сти пугающего предмета.

 

БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ…

Существует несколько путей, ве­дущих к закреплению у детей стра­хов. Первый путь, самый распро­страненный, — это так называемая профилактика неприятностей.

Речь взрослых зачастую изоби­лует словесными конструкциями, содержащими в категоричной фор­ме информацию о том, что после­дует, если… С малых лет ребенок слышит: «Не будешь слушаться, не пойдешь гулять»; «Не соберешь портфель, получишь двойку, не куп­лю тебе велосипед». Дома, в дет­ском саду, в школе негативный опыт — первое, что передают и закрепляют. Разнообразные стра­хи часто служат основой для систе­мы запретов и ограничений.

Поэтому уже в процессе беседы с родителями или педагогами за­троньте некоторые темы, обсуждая которые вы сможете услышать та­кие речевые конструкции. Помоги­те взрослому, обратившемуся за по­мощью, научиться контролировать свою речь. Это первый совет.

Для примера рассмотрим типич­ную жалобу. «В последнее время она стала страшно рассеянная и не­внимательная. Я все время ей на­поминаю, чтобы она не забывала правила, а она как нарочно пишет так, как будто не учила ничего. Одни двойки носит. А мы уже ме­сяц эти правила учим».

Первое, что надо выяснить в этом случае, —  это наличие медицин­ских проблем. После исключения возможных непсихологических при­чин школьной неуспешности этой девочки: больные зубы, проблемы со зрением, авитаминоз, физиоло­гическое истощение, другие медицинские, нейропсихологические или дефектологические проблемы — рассмотрим несколько психологиче­ских гипотез. Выясняем, нет ли в семье психотравмирующих ситуа­ций.

По ходу беседы складывается некоторое представление о стиле общения мамы. Речь мамы энер­гична и эмоциональна, сопровож­дается соответствующей мимикой, жестикуляцией, пантомимика агрес­сивна. Одной из вероятных причин «забывчивости» и «рассеянности» девочки могут служить как раз сло­ва: «Не забудь правила применить, а то опять двойку получишь» и кон­текстное дополнение: мама снова будет недовольна, будет кричать и ругаться. Да, надо отметить, что многие взрослые сегодня говорят на повышенных тонах постоянно, не обращая на это внимания.

Беседа с такой мамой о стиле ее общения с дочерью и ряд дополни­тельных рекомендаций для девочки помогли ребенку справиться с про­блемой.

 

«СТРАШНЫЕ» СКАЗКИ

Художественная литература, те­лепередачи, посещение зоопарка, цирка, театра иногда могут быть причиной отказа детей исследовать степень реальной угрозы страшно­го предмета.

Поэтому одной из распространен­ных рекомендаций для родителей и педагогов служит совет: обратите внимание на положительный исход событий в произведении, уточните способ, которым он был достигнут. Желательно, чтобы ребенок нари­совал иллюстрации к особенно за­помнившимся моментам сказок, те­лепередач, спектакля, представления чтобы изменить отношение ре­бенка к сказочному персонажу, ко­торого он боится, используются та­кие методы, как поиск смешного в персонаже или того, за что его мож­но пожалеть. Например: «Давай по­думаем, сколько у Змея Горыныча голов? Девять! А сколько в них зу­бов? А теперь представь, что все заболели! Ну как? Жалко его, бед­ного. Одна Баба-яга — страшно. А десять? Ты подумай! Они же все передерутся!»

Кроме этого, в практике нашей работы мы используем лепку стра­ха. Этот метод был предложен А.А. Венгером для коррекции эмо­ционального состояния детей пос­ле землетрясения в Армении и проверен нами в ходе эксперимен­та. Этот способ очень эффекти­вен, когда предмет страха ребенка конкретен (Баба-яга, бомба, тем­нота, землетрясение).

Для работы вам потребуется ко­робка разноцветного пластилина и дощечка, на ребенке должна быть одежда, которую не жалко испач­кать. Вы говорите ребенку таин­ственным голосом: «Скажи, ты чего-нибудь боишься?» Выслуши­ваете ответ. Дальше еще более таинственно предлагаете: «А хочешь научиться ничего не бояться? Я вчера разговаривала с волшебни­ком, и он научил меня. Хочешь, я теперь тебя научу? Для этого надо слепить свой страх», — вы даете ребенку коробку с пласти­лином.

По ходу лепки желательно эмо­ционально восхищаться работой ребенка: «Какой у тебя замечатель­ный страх! Ох! Какой ужасный! Я его уже боюсь. Ой, мне страшно! Еще страшнее». После окончания работы обязательно похвалите по­лученное изделие: «Отлично! Ужас­но страшный!», а затем скажите: «А теперь, чтобы этот страх боль­ше никогда и никого не пугал, надо его сломать, уничтожить!» Ребенок сминает в один комок то, что он только что слепил.

По ходу уничтожения, для усиле­ния эффекта надо говорить: «Так ему, так! Сильнее, еще сильнее! Что­бы никогда больше никого не пугал, еще, еще». После окончания этого процесса вы радостно говорите: «А теперь из этого куска надо слепить что-то очень хорошее. Слепи что-нибудь хорошее». На этом работа заканчивается,  а полученное изде­лие ставится на полочку.

 

«Я  НЕ БОЮСЬ!»

Если ребенок имеет большие про­блемы с собственными страхами, то в ответ на предложение слепить страх вы можете услышать: «Нет, я не буду лепить, я не умею! У меня не получится!» или «Не буду лепить. Я ничего не боюсь!». Таким детям требуется особенное внимание.

Когда ребенок отказывается ле­пить, потому что у него не полу­чится, вы должны сказать ему: «Ты еще даже не попробовал, а уже го­воришь, что не получится! Откуда ты знаешь? Никто не знает, каким должен быть этот страх. Ведь это твой страх, значит, только ты мо­жешь знать, какой он. Ты попро­буй, начни». И дальше по ходу лепки необходимо постоянно хва­лить то, что у ребенка получается. После работы вы обязаны отметить, какой ребенок молодец и как здо­рово он сегодня лепил.

Если ребенок сразу говорит, что он ничего не боится, то вам надо предложить ему это задание в дру­гом виде: «Конечно, я знаю, какой ты у меня бесстрашный! А может быть, ты слепишь просто что-ни­будь страшное. Не то, чего ты бо­ишься, а просто страшное». И не забудьте обязательно похвалить ре­бенка — я имею в виду, что не только изделие надо хвалить, но и то, что сам Петя, Вася или Ната­ша взялись за эту непростую рабо­ту и сделали ее очень хорошо.

Страхи можно также рисовать. В этом случае лучше всего использо­вать уголь и пастель (лучше мело­вую, но можно и масляную). Раз­мер бумаги должен быть не мень­ше половины ватманского листа, хорошо использовать рулон старых обоев, от которого вы отрезаете лист нужного размера, Рисовать надо либо на полу, либо на мольберте, который можно сделать, поставив на обычный стул доску для черче­ния или фанерку такого же разме­ра, на которую вы прикрепляете кнопками лист. Эта методика была описана А.И. Захаровым.

Дальше вы предлагаете ребенку: «Нарисуй свой страх». Сначала углем рисуется контур, а затем раскрашивается пастелью. Если страх не имеет контура — темнота, вода, гроза и т.д., то можно сразу рисовать пастелью (в этом случае желательно меловой). В ходе ри­сования придумывается способ, как понизить степень опасности пред­мета. Так, страшное животное мож­но посадить в клетку: она рисуется сверху, после того как нарисовано само животное. К темноте, кото­рую изобразил ребенок, можно при­рисовать светящуюся лампочку. Если изображена вода — надув­ную или деревянную игрушку либо нарисовать дно и показать, что там мелко, и т.д.

 

С ЗАВЯЗАННЫМИ  ГЛАЗАМИ

При страхах перед темнотой или водой можно использовать игры, в которых постепенно происходит при­выкание к измененным условиям окружающей среды.

Если ребенок боится темноты, то сначала с ним играют в освещен­ной комнате в различные игры.

  1. «Угадай, какой предмет»: сначала взрослый просит ребенка найти в мешочке на ощупь названный предмет (глаза не завязыва­ются, просто это надо сделать не глядя).  Затем взрослому завязывают глаза, и он, взяв в руки ка­кую-нибудь игрушку или вещь, на
    ощупь определяет, что у него в ру­ках.  Потом он предлагает то же самое  сделать  ребенку.  Хвалите ребенка каждый раз, когда он со­гласился поиграть, а за правильное угадывание предметов можно при­думать привлекательный приз.
  2. «Где ты стоишь?»: взрослого с завязанными глазами ребенок или другой взрослый подводит к ме­бели в комнате и предлагает, по­трогав, определить, около чего он
    стоит, потом то же самое предлага­ют ребенку (комната освещена!). К следующей игре можно переходить только после того, как ребенок спо­койно, без страха будет играть в эту игру.

«Найди  на  ощупь  нужный предмет»: с завязанными глазами взрослый выбирает из кучки вещей и игрушек то, что назвал ребенок, затем то же предлагается сделать
самому ребенку.

Выполнение команд: сначала взрослый  с завязанными  глазами выполняет команды ребенка:  шаг влево,  присесть,  встать, прыгнуть вперед и т.д., затем предлагает са­мому ребенку попробовать сделать то же самое.

  1. «Жмурки»: сначала водит взрослый, пытаясь с завязанными глазами поймать ребенка, затем во­дящим предлагается стать самому ребенку.

Только после того как ребенок уверенно и спокойно будет играть в игры с завязанными глазами (на это может потребоваться много вре­мени), начинают постепенно пред­лагать игры в темной комнате с от­крытой в освещенный коридор две­рью.

  • Сначала сам взрослый входит в темную комнату и ищет спря­танный приз (игрушка, конфетка, небольшая вещь),  затем ребенок вместе  со  взрослым,  держась  за руки,  проделывают то же самое, потом взрослый просто находится рядом.
  • Взрослый стоит на пороге ком­наты, готовый в любую минуту при­жать к себе, поддержать убежав­шего ребенка, который сам пере­ступает порог темной комнаты, что­
    бы найти приз, при этом взрослый говорит, куда надо пойти и взять его. День, когда впервые ребенок смог сам переступить порог темной комнаты, надо обязательно отметить, можно устроить семейное тор­жество по этому поводу.
  • Дальнейшая работа заключает­ся в том, что взрослый постепенно уходит из-за спины ребенка. При этом вам надо обязательно разго­варивать с ним, чтобы ребенок не почувствовал себя «брошенным» один  на  один  со  своим страхом. Цель этих занятий считается дос­тигнутой,  когда ребенок уверенно сможет входить в темную комнату, даже если взрослый уже не стоит за спиной, а сидит в соседней ком­нате.
  • Следующий этап: поиск приза вместе с взрослым в темной ком­нате с открытой в коридор дверью, но коридор не освещается. Потом ребенок ищет  самостоятельно,   а взрослый стоит в дверях комнаты. Затем взрослый стоит в коридоре, чтобы  при необходимости  можно было ответить на вопрос ребенка, но не быть в поле его зрения. И последнее задание, когда полностью самостоятельно ребенок ищет приз.
    Здесь обязательно надо помнить, что для приза надо выбирать очень привлекательную вещь, чтобы же­лание ее получить пересилило страх перед темнотой.

Игры с водой проводятся по та­кому же принципу. Сначала берем таз с водой, куда взрослый начи­нает пускать кораблики или любые игрушки для игр с водой, привле­кая к этому ребенка. Затем ванна наполняется по щиколотку, куда также пускаются кораблики. Посте­пенно увеличиваете уровень воды в ванной: по колено, по пояс, полная ванна. Можно так же постепенно приучать ребенка входить в речку, в море, начиная с игр в песке на берегу.

 

СТРАШИЛКА СТРАШИЛКЕ — РОЗНЬ

Издавна существует такой спо­соб работы со страхами, как рас­сказывание страшилок. Страшилки — это детские страшные истории, якобы происходившие на самом деле. По тому, как завершается действие рассказа, их можно раз­делить на:

  1. страшилки с трагическим ис­ходом, где «зло» побеждает «доб­ро»;
  2. страшилки с благополучным исходом;
  3. страшилки эффекта, которые заканчиваются неожиданным вос­клицанием типа: «Отдай мое серд­це!»;
  4. страшилки «наоборот»,   где окончание рассказа вызывает смех: «Зачем мою машину сломала?!» — о гробе на колесиках.

Начиная с 6 лет можно исполь­зовать рассказывание страшилок как способ передачи детям вариан­тов поведения при встрече с опас­ностью и тренировку эмоциональ­ных реакций ребенка в момент ис­пуга.

Такие занятия желательно про­водить в специально подготовлен­ной обстановке. Комната должна быть полутемной, днем можно за­крыть шторы. Хорошо, если горит свеча. Участники садятся тесным кружком, обязательно соприкасаясь друг с другом, плечом к плечу и взявшись за руки. Желательно, что­бы вся семья собралась или, если занятия проводятся в детском саду, школе, можно пригласить и детей постарше.

Сначала взрослый берет на себя роль рассказчика. Очень важно начинать со страшилок с хорошим концом, где главным персонажем является ребенок, который, актив­но действуя, сам или при помощи взрослых побеждает «зло». Даль­ше детям предлагается самим при­думывать и рассказывать такие страшилки. Потом можно вводить страшилки «наоборот» и страшил­ки эффекта. В последнюю очередь предлагаются страшилки с неза­вершенным или трагическим ис­ходом и только для детей старше 8 лет.

Обязательно надо учитывать, что детям впечатлительным, с сильно развитым воображением рассказывать страшилки эффекта можно только после длительной подготовки.

Примеры различных страшилок вы можете найти в книге Э. Ус­пенского «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» (М., 1992).

И в заключение вспомните дру­гие известные строчки К.И. Чу­ковского — из стихотворения «Тараканище»:

Разве это великан? (Ха-ха-ха!)

Это просто таракан!

(Ха-ха-ха! )

Таракан, таракан,

таракашечка,

Жидконогая

козявочка-букашечка.

И не стыдно вам?

Не обидно вам?

Вы — зубастые,

вы — клыкастые,

А малявочке, поклонилися,

А козявочке покорилися

Это один из ярких примеров, как можно обсудить с ребенком степень опасности.


+ Добавить сценарий + Добавить игру + Добавить обьявление + Научную статью